Завадский Юрий Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 15274
Орден Ленина № 421469
Завадский Юрий Александрович – советский театральный режиссёр и актёр, педагог, главный режиссёр Московского театра имени Моссовета, народный артист СССР, профессор.
Родился 30 июня (12 июля) 1894 года в Москве. В 1913 году поступил на юридический факультет Московского университета и одновременно стал заниматься в Школе рисования и живописи С.Ю.Жуковского (вскоре перейдя в Школу П.И.Келина). В 1915-1919 году актёр студии Е.Б.Вахтангова, в 1920-1924 годах актёр и режиссёр 3-ей студии МХАТа, в 1924-1936 годах актёр МХАТа.
Первой большой ролью в студии Е.Б.Вахтангова у Завадского стал мудрый старик Антоний в ярком, гротескном спектакле «Чудо святого Антония» М.Метерлинка. На юношу обратили внимание театралы (2-ю редакцию спектакля, которая вышла в 1921 году, Вахтангов делал уже совместно с Завадским, в ней явственней прозвучал трагический подтекст сюжета).
Пробуя свои силы и как художник, и как режиссёр, Завадский в 1919 году поставил спектакль «Обручение во сне» – экспериментальную символико-мистическую фантазию по пьесе П.Г.Антокольского (с которым его связывала дружба на протяжении всей жизни) «Кот в сапогах», сыграв в нем роль Пьеро. А исполнение роли принца Калафа, романтика и оптимиста, в восхитительной «Принцессе Турандот» (1922) окончательно убедили взыскательных театралов в несомненном актёрском даре необыкновенно красивого юноши.
Его ждала яркая актёрская карьера (во время гастролей Студии в Швеции Завадскому даже предлагали сыграть Гамлета в шведском кинофильме), но самого Завадского всё больше привлекала режиссура. Он по натуре был лидер. Хотелось самому придумывать спектакли, яркие, красочные, задорные, учить актёров. Ему нужен был свой собственный театр. И он его создал.
С 1924 года руководил основанной им театральной студией (с 1927 – Театр под руководством Завадского). В 1932-1935 годах одновременно был художественным руководителем Центрального театра Красной Армии. Созданная сначала как учебная (в 1926 году состоялся её первый выпуск), Студия Завадского быстро приобрела статус театра. Завадский собрал замечательный актёрский коллектив: В.П.Марецкая (ставшая женой Завадского, но их брак вскоре распался), Р.Я.Плятт, Н.Д.Мордвинов.
Завадский работал жадно – один за другим выходили спектакли, динамичные, смешные, в которых изысканность режиссёрского решения сочеталась с искрящимся юмором: «Любовью не шутят» Альфреда Мюссе, «Моё» («Вольпоне») Б.Джонсона, «Ученик дьявола» Б.Шоу, «Школа неплательщиков» Л.Вернейля и Ж.Бера, «Волки и овцы» А.Н.Островского. И в то же время он ставил современные спектакли на темы, близкие зрителю, такие как «Простая вещь» Б.Лавренёва.
Яркая театральность, к которой привил ему вкус Е.Б.Вахтангов, стали отличительной особенностью творческого почерка Завадского в те годы. Его лучшим спектаклям были присущи романтизм, изящная ирония. Но его Студия играла в маленьких залах, и очень важным для Завадского оказалось приглашение его в Театр Красной Армии, возглавив который (не бросая своего театра), он впервые поставил спектакли на большой сцене: «Мстислав Удалой» И.Прута и «Гибель эскадры» А.Е.Корнейчука.
Завадский вообще многое в своей жизни совмещал. Он с успехом продолжил актёрскую карьеру во МХАТе после введения его в 1925 году на роль Чацкого в «Горе от ума», которого сыграл остро, интересно. В его репертуаре был граф Альмавива из «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро», князь Трубецкой из спектакля «Николай I и декабристы» и ещё несколько ролей.
В 1936-1939 годах художественный руководитель драматического театра имени М.Горького в Ростове-на-Дону. В 1935 году в Ростове-на-Дону был построен великолепный театр, внешне напоминающий трактор и поражающий размерами огромной сцены, играть на которой, казалось, просто невозможно. Туда-то и был направлен в 1936 году Завадский со своим коллективом. Завадский ехал туда без желания. Годы, проведённые в Ростове-на-Дону, не принесли молодому мастеру особого творческого удовлетворения – он всё время рвался в Москву, где вскоре начались политические процессы (может быть, именно отъезд в Ростов-на-Дону спас талантливого режиссёра и его труппу от возможных преследований). В Ростове-на-Дону он поставил почти 20 спектаклей: «Любовь Яровая», «Горе от ума», «Враги», «Мещане», «Разбойники», «Дни нашей жизни», «Человек с ружьем», «Укрощение строптивой», «Отелло». Приходилось, помимо творческих вопросов, решать много и чисто технических задач: преодолевать плохую акустику, подчинять режиссёрскому решению пространство необъятной сцены. Но Завадский со всем этим успешно справлялся.
С 1940 года главный режиссёр Московского театра имени Моссовета. Первой работой в театре имени Моссовета после возвращения в Москву у Завадского стала «Трактирщица» (1940), легкая, задорная, сразу привлёкшая в театр зрителей. За ней последовали: комедия «Забавный случай», яркий, веселый спектакль «Укрощение строптивой», солнечные «Виндзорские насмешницы» – своеобразный «театр в театре», когда во всем здании, от зрительного зала до фойе, шумело весёлое карнавальное действо. Завадский любил яркую зрелищность. Даже работая над серьёзными постановками, он виртуозно сочетал психологизм, драматизм действия с юмором и броской театральностью.
В 1941 году, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, режиссёр поставил трогательную, душевную «Машеньку» с В.П.Марецкой в главной роли. Затем задорную «Надежду Дурову», а в 1942 году, в эвакуации – «Нашествие» по Л.М.Леонову, спектакль остро-драматичный, сложный, с М.Ф.Астанговым в главной роли, который на тончайших психологических нюансах сыграл внутреннее перерождение своего героя (за спектакли «Нашествие», «Отелло», «Встреча в темноте» в 1946 году Завадский был удостоен Сталинской премии; вторую Сталинскую премию он получил в 1951 году за спектакль «Рассвет под Москвой»).
5 июня 1948 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Завадский любил повторять свои спектакли, в новых редакциях обычно находя более выразительное режиссёрское решение, даря спектаклю новую, иногда даже более успешную, чем в первый раз, сценическую жизнь. Так, в 1944 году он повторил «Отелло», выделив как главное – мотив неумирающей любви. В 1964 году в трагическо-романтическом варианте повторил «Маскарад», в 1965 году получив за него Ленинскую премию (первый «Маскарад» был выпущен в 1952 году и отличался некоторым академизмом). Большой успех имела и последняя постановка «Шторма», аскетично-трогательная и напряженная (1967).
Несколько раз Завадский обращался к А.П.Чехову: «Чайка» (1945), «Вишнёвый сад» (1960, Нью-Йорк). Событием в театральной жизни Москвы стали и «Петербургские сновидения» (по Ф.М.Достоевскому, 1969), посвящённый Е.Б.Вахтангову постановочно сложный спектакль, в котором режиссёр создал мрачный фантастический, насыщенный снами и видениями мир.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства Завадскому Юрию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Занимался педагогической деятельностью. С 1940 Завадский преподавал в ГИТИСе имени А.В.Луначарского (с 1947 – профессор).
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 5 апреля 1977 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Награждён 4 орденами Ленина (3.03.1945, 19.04.1949, 2.07.1971, 5.04.1973), 2 орденами Трудового Красного Знамени (6.09.1947, 30.07.1964), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1946, 1951).
О Завадском снят телевизионный фильм «Дома у Ю.А.Завадского», а 1971 году – документальный фильм «Юрий Завадский».
Биографию подготовил: