Герой Российской Федерации
ВМФ: Подводники
Преминин Сергей Анатольевич

Преминин Сергей Анатольевич

18.10.1965 - 03.10.1986

Герой Российской Федерации

Даты указов

07.08.1997

Медаль № 409

Преминин Сергей Анатольевич - машинист трюмный дивизиона движения электромеханической боевой части (БЧ-5) ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "К-241" (проекта 667 АУ) 19-й дивизии 3-й флотилии атомных подводных лодок Краснознамённого Северного флота, матрос.

Родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково Великоустюгского района Вологодской области в рабочей семье. Русский. Учился в находящейся средней школе города Красавино, а по окончании 8 классов - в СПТУ №4 речного флота города Великий Устюг.

В рядах Вооружённых Сил СССР на срочной службе с октября 1984 года. Направлен на Краснознамённый Северный флот, служил на подводной лодке "К-241" в 19-й дивизии подводных лодок (город Гаджиево Мурманской области) трюмным машинистом дивизиона движения БЧ-5.

В сентябре 1986 года в составе экипажа РПКСН "К-219" под командованием капитана 2-го ранга Британова Игоря Анатольевича матрос Преминин С.А. вышел на боевое дежурство из Баренцева моря в Атлантический океан. Это было второе автономное плавание Сергея.

3 октября 1986 года в Саргассовом море, в 1000 км северо-восточнее Бермудских островов, в ракетном отсеке подводной лодки "К-219" вспыхнул пожар. Как следует из официальной информации: "В целях обеспечения ядерной безопасности реактора для ручного опускания его компенсирующих решеток в 7-й отсек трижды вводились специалисты электромеханической боевой части". Одним из этих специалистов был командир группы дивизиона движения старший лейтенант Николай Беликов, другим, его подчинённый - матрос Сергей Преминин. Командир "К-219" Британов И.А. знал, что на них можно положиться. Не подведут…

Беликов с Премининым работали по очереди. Они опустили три решётки из четырёх. Из-за высокой температуры (около 70 градусов) Беликов потерял сознание. Оставшись в реакторном отсеке один, Сергей Преминин выполнил свой воинский долг. Реактор был им надёжно заглушён. Но выйти из отсека Сергею не удалось: возросшим давлением поджало переборку, а сил не хватило даже на то, чтобы встать с колен. Заклиненную дверь пытались открыть, но безрезультатно.

6 октября 1986 года в 11 часов 03 минуты "К-219" затонула на глубине более 5000 метров, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина, навечно оставшегося на боевом посту в реакторном отсеке…

Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 7 августа 1997 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, матросу Преминину Сергею Анатольевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Награждён орденом Красной Звезды (23.07.1987, посмертно), медалями ряда общественных организаций (посмертно).

Подвигу Сергея Преминина посвящены документальные фильмы "Враждебные воды" (снят западными кинематографистами), "Родословная подвига" (кинорежиссёр Владимир Кудрявцев) и книга "Роковые Бермуды" капитана 1-го ранга запаса Никитина Е.К.

Имя Сергея Преминина увековечено на мемориальной доске в Николо-Богоявленском Морском соборе города Санкт-Петербурга. Именем матроса Преминина С.А. названа набережная в городе Гаджиево. Там же, перед зданием средней школы №277, установлен его памятник-бюст (автор - А.М. Шебунин), который торжественно открыт 25 мая 2001 года. На родине Героя - в городе Красавино Великоустюгского района Вологодской области, в Комсомольском сквере, 29 июля 1990 года открыт памятник Матросу-подводнику (скульптор А.М. Шебунин), а в средней школе №15 открыт музей имени Сергея Преминина. На школьном здании - мемориальная доска с надписью: "Здесь учился герой-подводник Сергей Анатольевич Преминин, спасший мир от ядерной катастрофы". В 2007 году в Вологде на доме №1 по улице Преминина установлены две мемориальные доски. Первая посвящена самому Герою, а вторая рассказывает о подвиге моряка-вологжанина в водах Саргассова моря. Именем Героя названы школы в Гаджиево и Красавино. Почётный гражданин города ЗАТО "Скалистый" (2002, посмертно).


О подвиге Сергея Преминина:

"...Около 5 часов утра 3 октября 1986 года советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения "К-219" 667ау проекта, совершавший свою 13-ю боевую службу, уходил на глубину после очередного подвсплытия на сеанс связи. В этот момент в одну из ракетных шахт стала интенсивно поступать забортная вода. Создавшимся в шахте давлением раздавило тонкий корпус баллистической ракеты и контейнера произошла утечка компонентов ракетного топлива. Система контроля успела зафиксировать возникшую аварийную ситуацию. Командир БЧ-2 капитан 3-го ранга. Петрачков А.В, предвидя возможные последствия, приказал отдраить кремальеру крышки ракетной шахты № 6. Но было поздно. В шахте произошел взрыв топлива. Сила взрыва была настолько велика, что сорвало верхнюю крышку. Арматура систем обеспечения, обслуживающих контейнер, потеряла герметичность и в отсек стал поступать высокотоксичный окислитель. В течение короткого времени отсек оказался сильно загазован, а уровень загрязнения парами окислителя в тысячи раз превысил предельно допустимые концентрации. Подлодка аварийно всплыла на поверхность. Экипаж включился в борьбу за живучесть.

В первый же момент после взрыва погибли два матроса, находившихся в близлежащей каюте. Погиб и командир БЧ-2. В последствии его найдут в кают-компании аварийного отсека. Рядом с ним на столе лежал портативный дыхательный прибор, в который он не включился.

Наверно, только подводники знают, насколько тяжело бороться с растекающимся по отсекам окислителем. В силу своей химической активности он способен моментально "проесть" дыру в стальном трубопроводе, при соприкосновении с легкогорючими материалами он воспламеняет их. Обычным пенным огнетушителем или водой с ним не справиться, он поддерживает любое горение без доступа воздуха. Пары окислителя крайне опасны для здоровья: при попадании на кожу он вызывает сильные химические ожоги, а вдыхание десятых долей граммов приводит к летальному исходу. Ракетный окислитель, а вместе с ним и пожар распространились в соседние отсеки. В довершение ко всему прочему корабль лишился электроснабжения по одному борту. По обесточению сработала аварийная защита реактора. Аварийные отсеки были покинуты, пострадавших подводников перенесли в безопасное место, а начальник медицинской службы Игорь Кочергин сделал все возможное и невозможное для спасения товарищей. Аварийным партиям приходилось работать в очень тяжелых условиях: в горячих отсеках, при свете аварийных фонарей в средствах индивидуальной защиты. В сложившейся ситуации недюжинное хладнокровие, выдержку и мастерство продемонстрировали командир экипажа капитан 2 ранга Игорь Британов, командир электромеханической боевой части капитан 2 ранга Игорь Красильников и весь экипаж субмарины. Через несколько дней после аварии американская газета "Вашингтон пост" писала: "...Моделируя аварию, специалисты ВМС США пришли к заключению, что командир и экипаж подводной лодки заслуживают высокой оценки за то, что быстро сумели всплыть, а также за действия по борьбе с огнем".

Через 15 часов изнурительной борьбы за живучесть в центральный пост поступил тревожный сигнал. Не удалось восстановить и подать электропитание на приводы компенсирующих решеток, которые зависли в промежуточном положении после обесточения и сброса аварийной защиты одного из ядерных реакторов. И хотя сброшенные стержни аварийной защиты временно прекратили цепную реакцию, для надежного глушения реактора было необходимо опустить компенсирующие решетки на нижние упоры. Над кораблем нависла новая опасность. Через некоторое время реактор должен был пойти в разгон, самопроизвольно и бесконтрольно увеличивая тепловую мощность.

Оставался единственный способ справиться с выходящей из-под контроля атомной энергией. Для этого было необходимо войти в загазованный 7-й отсек, проникнуть в аппаратную выгородку и вручную опустить все компенсирующие решетки на нижние упоры.

Эта трудная задача была поручена командиру реакторного отсека старшему лейтенанту Николаю Беликову. Кто как не он мог справиться с этой задачей лучше всего. Доскональное знание устройства своего отсека, размещения механизмов и систем, способность на ощупь, поскольку стекла дыхательного аппарата тут же запотевают, найти и установить спецключ ручного опускания компенсирующей решетки на шток привода. От всего этого сейчас зависело очень многое: судьба корабля, жизнь экипажа, безопасность всей планеты.

Облаченный в защитный костюм Николай вошел в аппаратную выгородку, нашел сейф с ключом ручного опускания компенсирующих решеток. Пришлось поработать кувалдой, чтобы сбить запор. Установил ключ и попытался сделать хотя бы несколько оборотов. Но каких неимоверных усилий ему стоил каждый миллиметр, пройденный упорно не желающей идти вниз решеткой. Пылающий жаром притихший реактор накалил настил выгородки. Температура в отсеке неумолимо возрастала. Вскоре Николай потерял сознание. Пришлось искать помощь. Выбор пал на самого опытного из трех спецтрюмных: - Сергея Преминина. Товарищи верили в него, знали: уж он точно не подведет, выполнит самую тяжелую задачу.

Пока Беликов приходил в себя, Сергею помогли облачиться в защитный костюм. И вот уже вдвоем они вошли в седьмой отсек. Поочередно работая ключом, опустили одну решетку, периодически опускаясь на горячую палубу чтобы перевести дух. Но в столь тяжелой обстановке долго работать было невозможно, пришлось выбираться в восьмой. И тут силы окончательно покинули командира отсека. Матросу ничего не оставалось, как идти в ядерную кочегарку одному. Сергея к последнему броску готовили по возможности тщательно. Ему отдали последние регенеративные патроны, отыскали остатки аварийного запаса воды. К этому времени обстановка в отсеке еще более усложнилась: температура достигла восьмидесяти градусов, поднялось давление. Преминин понимал, куда он идет, но нисколько не сомневался, что именно ему надлежит завершить эту операцию. Простой русский парень, он привык свой долг исполнять до конца. Заходя в реакторный отсек, Сергей на секунду остановился. Наверно, хотел что-то сказать, но промолчал. Натянул маску изолирующего противогаза, поправил на груди коробку с регенеративным па-троном. И шагнул в темный провал переборочной двери. О том, что думал в тот момент Сергей, не суждено узнать. Известно только, что цели он достиг. Все решетки легли на нижние концевики, надежно заглушив реактор. Но Сергей так и не появился в проеме двери из седьмого. Возросшим за полчаса давлением в отсеке поджало переборку. Сравнять давление между седьмым и восьмым отсеками не удалось. Старший мичман Василий Ежов с двумя матросами, уперев в переборку аварийный упор, тщетно штурмовали заклиненную дверь. Моряки, надышались угарного газа, сломав два аварийных упора, измучившись в конец, снова и снова пытались вызволить товарища, хотя понимали, что все мыслимые сроки работы изолирующего снаряжения Сергея истекли.

Экипаж самоотверженно продолжал борьбу за живучесть, однако вода медленно заполняла отсеки. Утром 6 октября было принято решение эвакуировать личный состав на подошедшие советские суда. В 11 часов 03 минуты, когда атомоход зарылся носом по горизонтальные рули, мостик покинул командир. В скорбном молчании моряки наблюдали, как безжалостная стихия поглощает очередную свою жертву, унося субмарину в океанскую бездну. Лишь матрос Сергей Анатольевич Преминин оставался на своем боевом посту.

Эта катастрофа, в которой подводники проявили свойственный всем русским морякам героизм и самопожертвование, имела большой резонанс в мире. Впервые за всю историю "холодной войны" советское партийное руководство не стало делать тайны и по прямому проводу оповестило Вашингтон о случившемся. В последующие время в прессе не раз поднималась эта тема. На протяжении более десятилетия она продолжает оставаться актуальной. Бывшим военно-морским атташе США в Москве Питером Хухтхаузеном совместно с бывшим старпомом "К-219" капитаном 1 ранга в запасе Игорем Курдиным была написана книга "Враждебные воды". А кинокомпания АВО NYC совместно с ВВС и Word Production Limited по мотивам книги сняла одноименную кинокартину.

Указом Президиума Верховного Совета СССР матрос Сергей Преминин был награжден орденом Красной Звезды. А спустя 10 лет, по ходатайствам командования и Военного совета флотилии, общественных организаций, Клуба моряков подводников ВМФ, широкой общественности, Указом Президента РФ № 844 от 7 августа 1997 года, ему присваивается звание Героя Российской Федерации".

Илья Курганов, офицер ВМФ. Из его же статьи "Герои полярных глубин". На сайт "Герои страны" предоставлено автором.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Сорокажердьев В.В. Они служили в Заполярье. – Мурманск, 2009.

Черкашин Н.А. Повседневная жизнь российских подводников. М.: Мол. гвардия, 2000.