Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Ермаков Александр Семёнович

Ермаков Александр Семёнович

22.05.1921 - 17.04.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Ермаков Александр Семёнович – заместитель командира эскадрильи, штурман эскадрильи 525-го штурмового авиационного Ямпольско-Кременецкого полка (227-я штурмовая авиационная Бердичевская Краснознаменная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), лейтенант.

Родился 22 мая 1921 года на станции Клюквенная, ныне в черте города Уяр Красноярского края, в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. 15 марта 1940 года призван в армию Уярским райвоенкоматом и направлен в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов города Чкалов (ныне Оренбург), которую окончил в 1942 году.

В действующей армии младший лейтенант А.С.Ермаков – с ноября 1943 года. Воевал на 1-м и 4-м Украинских фронтах в 525-м штурмовом авиационном полку 227-й штурмовой авиационной дивизии в должности летчика, старшего летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи, штурмана эскадрильи. Летал на штурмовике Ил-2.

К концу декабря 1944 года совершил 137 успешных боевых вылетов на разведку, бомбардировку и штурмовку укреплений переднего края, скоплений живой силы, танков, артиллерии и другой боевой техники, аэродромов, железнодорожных станций и других объектов противника.
Уничтожил 17 танков, 115 автомашин, 5 бронетранспортеров, 8 полевых орудий, 15 орудий зенитной артиллерии, 4 бензоцистерны, 3 склада, 40 железнодорожных вагонов, 5 самолетов на земле, до батальона солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Ермакову Александру Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако Герой не получил заслуженную высокую награду. 17 апреля 1945 года его самолет при выполнении боевого задания был сбит истребителями противника. Заместитель командира эскадрильи, он же – штурман эскадрильи старший лейтенант А.С.Ермаков погиб вместе с воздушным стрелком сержантом Виктором Ивановичем Ячменёвым.

Экипаж похоронен в селе Богушовице (ныне в черте города Рыбник, Силезское воеводство, Польша).

К моменту своей гибели А.С.Ермаков выполнил более 175 боевых вылетов.

Награжден орденом Ленина (29.06.1945), 3 орденами Красного Знамени (23.02.1944; 16.11.1944; 28.02.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (30.07.1944), Красной Звезды (01.04.1945).
Именем Героя названа улица в городе Уяр Красноярского края.


К моменту прибытия А.С.Ермакова на фронт 525-й штурмовой авиаполк и 227-я штурмовая авиадивизия входили в состав 2-й воздушной армии, поддерживавшей действия 1-го Украинского фронта при освобождении правобережной Украины.
А.С.Ермаков участвовал в Житомирско-Бердичевской наступательной операции (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года) и освобождении города Бердичев; разгроме группировки противника в Корсунь-Шевченковской наступательной операции (24 января – 17 февраля 1944 года); Ровно-Луцкой наступательной операции (27 января – 11 февраля 1944 года) и освобождении города Шепетовка; освобождении города Ямполь, за что его полк получил наименование Ямпольского; Проскуровско-Черновицкой наступательной операции (4 марта – 17 апреля 1944 года) и освобождении городов Староконстантинов, Скалат, Проскуров (Хмельницкий), Тернополь, Кременец (за что его полк получил наименование Кременецкого); Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля –5 августа 1944 года) – освобождении территории ныне Ивано-Франковской области и города Станислав (Ивано-Франковск), Львовской области и города Зборов, разгроме группировки противника под городом Броды.

С самого начала своего участия в боевых вылетах на штурмовике Ил-2 А.С. Ермаков проявил себя как смелый и решительный летчик, отлично владеющий техникой пилотирования, летающий в сложных метеорологических условиях, стремящийся выполнить боевое задание, несмотря на зенитный огонь или противодействие истребительной авиации противника.
Особое мастерство он проявил, выполняя разведывательные полеты.
В июле 1944 года в боях по уничтожению окруженной вражеской группировки в районе города Броды лейтенанту Ермакову доверялось командование группами штурмовиков, которые он водил на цели.
Десятки вылетов он совершил во время прорыва обороны врага на львовском направлении, во время разгрома гитлеровцев в котле и во время продолжавшегося наступления советских войск.

В начале августа 1944 года дальнейшие наступательные действия в предгорьях Карпат продолжили войска вновь сформированного 4-го Украинского фронта. В его состав была включена 8-я воздушная армия, в которую был передан из 2-й воздушной армии 8-й штурмовой авиакорпус и соответственно 525-й штурмовой авиаполк.
Здесь А.С.Ермаков принимал участие в Восточно-Карпатской (8 сентября – 28 октября 1944 года) и Западно-Карпатской (12 января – 18 февраля 1945 года) стратегических наступательных операциях на территории западной Украины и Польши, а затем Моравско-Остравской наступательной операции на территории Чехословакии (с 10 марта 1945 года).
В этих операциях авиации предстояло действовать в условиях горной местности. Учитывая это, в частях 8-й воздушной армии проводилась тщательная подготовка, организовывались занятия, где изучались климатические и аэрографические условия Карпат, особенности применения авиации в горных условиях; совершенствовались организация управления и взаимодействие с наземными войсками.
Летный состав уделял много внимания изучению противника, системы его обороны, тактики действий наземных войск и авиации, демаскирующих признаков, сильных и слабых сторон гитлеровских войск, их противовоздушной обороны, системы огня зенитной артиллерии.

В подготовительный период операции авиация наносила удары по войскам противника, нарушала его железнодорожные перевозки.

Наступление 4-го Украинского фронта началось 9 сентября. Осенние дожди и частые густые туманы затрудняли полеты, но едва прекращался дождь или рассеивался туман, над позициями противника появлялись советские штурмовики. Преодолевая все трудности, летчики активно поддерживали наступление наземных войск, подавляли огневые точки и живую силу гитлеровцев.
Действуя в горах, штурмовикам часто приходилось пробиваться к цели в грозу и через зоны плотного зенитного огня.

В первых числах ноября войска 4-го Украинского фронта, преодолев Восточные Карпаты, развернули наступление на запад. Решая боевые задачи, с ними тесно взаимодействовали авиаторы 8-й воздушной армии. 227-я штурмовая дивизия поддерживала 18-ю армию и 17-й стрелковый корпус.
Наступление войск 4-го Украинского фронта в ноябре и декабре привело к освобождению значительной части Юго-Восточной Словакии. Полностью была очищена от гитлеровцев Закарпатская Украина.
К концу декабря 1944 года А.С.Ермаков за совершенные им 137 успешных боевых вылетов был представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа:

На фронте Отечественной войны с ноября 1943 года – 1-й и 4-й Украинские фронты. За это время совершил 137 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск и техники противника на самолете Ил-2. За это время им уничтожено: танков – 17, автомашин – 115, орудий – 8, бензоцистерн – 4, складов разных – 3, железнодорожных вагонов – 40, повозок – 35, орудий зенитной артиллерии – 15, бронетранспортеров – 5, солдат и офицеров – 360, самолетов на земле – 5.
За время Отечественной войны награжден тремя орденами: орденом Красного Знамени – за 28 боевых вылетов, орденом Отечественной войны 1-й степени – за 22 боевых вылета и орденом Красного Знамени – за 29 боевых вылетов.
20.01.1944 года в сложной метеообстановке тов. Ермаков вылетел на штурмовку скопившейся при отходе техники и живой силы противника на дороге Бердичев – Чудово. Свое скопление противник прикрыл сильным огнем зенитной, малокалиберной зенитной артиллерии и истребительной авиацией. В результате штурмовки тов. Ермаков уничтожил 2 танка, 4 автомашины, 25 солдат и офицеров, 3 повозки с боеприпасами.
19.01.1944 года наступающий противник в районе Россошь сосредоточил большое количество техники и живой силы. По противнику был нанесен штурмовой удар. После удара штурмовиками замысел противника был сорван. В этом налете Ермаков уничтожил 1 танк, 5 автомашин с живой силой и боеприпасами и до 30 солдат и офицеров.
3.02.1944 года командование наземных войск просило ударить по переднему краю обороны противника в районе Шепетовка, где противник сосредоточил большое количество артиллерии, танков и живой силы. Штурмовики отлично справились со своим заданием; после успешной штурмовки наши войска продвинулись вперед и заняли выгодный рубеж для дальнейшего наступления.
За успешное выполнение боевых заданий в этот день командующий 60-й армией объявил благодарность Ермакову и его экипажу.
4.02.1944 года, получив задачу на разведку войск противника в глубоком тылу, при сложных метеоусловиях, на пути встретил выгружавшийся эшелон противника с автомашинами и боеприпасами. Ермаков с хода атаковал его, создал 2 очага пожара, взрыв и уничтожил до 4 автомашин. При этом привез ценные разведданные, по которым штурмовики части всеми самолетами работали весь день. В результате чего было уничтожено много живой силы и техники противника. Вечером командующий 60-й армией объявил благодарность всем экипажам, работавшим над целью.
9.02.1944 года во время штурмовки аэродрома противника в районе Винница, который был прикрыт сильным огнем зенитной артиллерии и истребительной авиацией, тов. Ермаков, спустившись до бреющего полета, прямым попаданием уничтожил на стоянках 2 самолета противника – один Хе-111 и один Ю-87. Одновременно огнем реактивных снарядов поджег ангар, в котором находились ремонтируемые самолеты.
29.08.1944 года, выполняя задание по разведке и фотографированию аэродрома Ужгород, который прикрывался сильным огнем зенитной артиллерии, умелым маневрированием и внезапностью сфотографировал аэродром и визуально обнаружил 16 самолетов противника на стоянках. По пути разведал железнодорожную станцию Лавочне, где вскрыл до 5 эшелонов. На шоссе Тылява – Стропков вскрыл до 120 автомашин и до 2 батарей полевой артиллерии. По этим разведданным работала часть.
20.09.1944 года, производя разведку железной дороги Воловец – Бескид и шоссейной дороги, под сильным зенитным огнем вскрыл 6 эшелонов (120 вагонов), 5 паровозов, автоколонну из 70 автомашин. В результате доставленных во-время данных часть всеми исправными самолетами работала в течение дня.
15.08.1944 года группой самолетов, в которую входил тов. Ермаков, был нанесен бомбо-штурмовой удар по скоплению эшелонов на железнодорожной станции Славско. Ермаков, действуя в сложных условиях Карпат, при сплошном зенитном огне, метко сбросил бомбы в цель. Фотографированием установлено, что группа уничтожила 6 эшелонов, 2 паровоза и взорвала 120 метров железнодорожного полотна, в результате чего станция была полностью выведена из строя. Военный Совет фронта объявил благодарность всей группе.

Тов. Ермаков за время Отечественной войны с немецкими захватчиками совершил целый ряд геройских подвигов, проявив смелость, отвагу и бесстрашие в бою. Показал летное мастерство при выполнении боевых заданий в сложных условиях Карпатских гор. Все боевые задания выполнялись им отлично. Неоднократно привозил ценные разведданные, по которым работали часть, дивизия и корпус. От рядового летчика вырос до заместителя командира эскадрильи. Работая заместителем командира эскадрильи, много помогает командиру эскадрильи в организации боевой работы. Своим личным примером воспитывает личный состав бесстрашию и отваге в бою.
Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 525 штурмового авиационного Ямпольско-Кременецкого полка подполковник Ефремов
26.12.1944 года


12 января 1945 года началась Западно-Карпатская наступательная операция. Утром 15 января войска 38-й и 1-й гвардейской армий после артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление. Штурмовая авиация 8-й воздушной армии перед этим нанесла удар по позициям артиллерийских и минометных батарей и опорным пунктам. В ходе наступления самолеты непрерывно висели над полем боя. Более 60 штурмовиков атаковали гитлеровские войска в полосе наступления главных сил фронта, а 70 бомбардировщиков громили их на втором рубеже вражеской обороны.
19 января командованию наземных войск потребовалось уточнить обстановку в районе Новы Сонч. Заместитель командира эскадрильи 525-го штурмового полка лейтенант А. С. Ермаков получил задачу совершить полет на малой высоте над этим населенным пунктом. Выполнив его, летчик доложил, что половина города до моста занята нашими войсками, а остальную часть удерживает противник. К этому времени в 300 м от переднего края обороны находилась рация наведения капитана Г. А. Губанова. В его распоряжение было направлено несколько групп штурмовиков, которые он мастерски навел на танки и самоходные артиллерийские установки противника, препятствовавшие своим огнем продвижению наших войск. Штурмовики помогли сломить сопротивление гитлеровцев, и к исходу 19 января Новы Сонч был занят.

В Западно-Карпатской операции войска 4-го Украинского фронта взломали оборону противника на реке Вислока, преодолели большую часть Западных Карпат; продвинувшись вперед от 175 до 225 км, они освободили от врага многие районы Словакии и Южной Польши и вышли на дальние подступы к Моравска-Остравскому укрепленному району.

Утром 10 марта с началом Моравско-Остравской операции войска фронта силами 38-й и 1-й гвардейской армий после артиллерийской подготовки перешли в наступление на участке Голясовице, Дрогомысль.
24 марта войска 38-й армии после артиллерийской и авиационной подготовки вновь перешли в наступление на участке Зорау-Барановице.
16 апреля Ермаков дважды водил самолеты в бой в район польского села Богусловице. В боевом донесении его рукой написано: «Уничтожили два танка, взорвали склад с горючим и два бензозаправщика.»
В графе «Разведданные» он написал: «Севернее Богусловице на поле рассредоточивается около 15 танков противника».
На следующий день, 17 апреля 1945 года, самолет А.С.Ермакова был сбит над целью немецкими истребителями в районе города Рыбник вблизи польско-чехословацкой границы. Летчик и его воздушный стрелок В.И.Ячменев погибли.

В.Е.Грабовский. Мои однополчане (из книги «Бродовский котел»):

...Уже неделю бушевал снарядный шквал над Галицкой землей и юго-западной частью Волыни. Вокруг крупной группировки гитлеровцев сомкнулось кольцо окружения. И Ермаков ведет шестерку «илов» в район котла. Самолеты все ближе и ближе подходят к цели.

Масса фашистских войск скопилась на небольшой территории. Прикрываясь от ударов с воздуха сплошной огневой завесой, танки, артиллерия, пехота врага отчаянно бросилась в атаку, чтобы вырваться из ловушки. Большое скопление техники противника было замечено в районе Белого Камня. Сюда и устремились штурмовики 525-го авиаполка. Нашим наземным войскам, сдерживающим натиск гитлеровцев, приходилось трудно. Враг рвался к Западному Бугу, чтобы форсировать реку и любой ценой проложить путь на запад.

«Илы» над стальным кулаком противника. Выстроившись в круг, штурмовики один за другим пикируют на цели – танки, орудия, бронетранспортеры.

- Молодец, Ермак! – похвалил Ермакова за меткий удар по танкам ведущий полковой группы Михаил Иванович Ефремов.

Надо обладать железными нервами, бесстрашием, сильной волей, чтобы спикировать к самой цели и, поразив ее, вовремя вывести самолет из пикирования. Такими качествами летчика-штурмовика владел Александр Ермаков – воздушный боец.

Вот немецкий танк спрятался под кронами стоявших близко друг к другу деревьев, Ермаков так снизился, что винтом срезал верхушки ветвей, и угостил «соткой» размалеванного под цвет местности «тигра». Тот содрогнулся и. размотав гусеницы, воспламенился.

Семь танков, несколько орудий и бронетранспортеров, сотни гитлеровцев уничтожила в этом полете группа Ермакова.

А через два часа Ермаков повел «илы» на вражескую переправу на Западном Буге. Небо над этим участком реки расцвечено белыми облачками разрывов. Ведущий пробился через зенитный огонь и сбросил бомбы на понтоны. Следуя его примеру, так же бесстрашно и метко атаковали плавсредства противника ведомые.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Бродовский котел. - Львов: Каменяр, 1974.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Губин Б.А., Киселёв В.А. Восьмая воздушная. - М.: Воениздат, 1986.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы на сайте «Мемориал»

Достоин звания героя. - Красноярск: Красноярское кн. изд., 1975

Советские Военно-Воздушные Силы в ВОВ 1941-1945 гг. - М.:Воениздат,1968