Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Прудкин Марк Исаакович

Прудкин Марк Исаакович

13.09.1898 - 24.09.1994

Герой Социалистического Труда

Даты указов

18.08.1989

Медаль № 20951

Орден Ленина № 460000

Прудкин Марк Исаакович – актёр театра и кино, актёр Московского художественного академического театра СССР имени М.Горького, народный артист СССР.

Родился 1 (13) сентября 1898 года в городе Клин Московской области в семье портного. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В детстве мечтал о карьере оперного певца. После ролей Любима Торцова и Мизгиря в любительских спектаклях «Бедность не порок» и «Снегурочка» А.Н.Островского принял решение стать актёром. Ещё не окончив реального училища, в 1916 году отправился в Москву и одновременно пытался поступить в Камерный театр и в Московский художественный академический театр.

После завершения учёбы в Клину в 1918-1924 годах – студиец 2-й Студии МХАТа (параллельно в 1918-1919 годах учился на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова). В МХАТе Прудкиным были сыграны: Приклонский («Узор из роз» Ф.К.Сологуба, 1920), Володя («Зелёное кольцо» З.Н.Гиппиус, 1922), Карл Моор («Разбойники» Ф.Шиллера, 1923), Дон Люис («Дама-невидимка» П.Кальдерона, 1924), Раскольников и князь Мышкин в отрывках по «Преступлению и наказанию» и «Идиоту» Ф.М.Достоевского. В 1924 году вместе с соучениками по 2-й Студии Прудкин вошёл в труппу МХАТ, которому отдаст последующие семь десятилетий.

С первых шагов на сцене МХАТа, когда К.С.Станиславский доверил ему роль Чацкого в возобновлённом «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1925), артистический темперамент Прудкина был воспринят в одной определённой тональности – лирико-романтической. В 1920-1930-е годы были сыграны: Лысов («Пугачевщина» К.А.Тренева, 1925), Князь Голицын («Николай I и декабристы» А.Р.Кугеля, 1926), Шервинский («Дни Турбинных» М.А.Булгакова, 1926), Незеласов («Бронепоезд 14-69» В.В.Иванова, 1927), Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше, 1929), прокурор Бреве («Воскресение» по Л.Н.Толстому, 1930), Кастальский («Страх» А.Н.Афиногенова, 1931), Бакин («Таланты и поклонники» А.Н.Островского, 1933) и другие.

Среди бесспорных актёрских удач (после бесшабашного Шервинского и язвительного Бреве) – роль фата Мехти из «Глубокой разведки» А.А.Крона (1943). В.И.Немирович-Данченко, размышляя незадолго перед смертью о «Лесе» А.Н.Островского, намечал Прудкина на роль Аркашки Счастливцева.

В 1943 году Прудкин – член одного из руководящих органов МХАТа тех времён – художественно-режиссёрской коллегии (состояла из пяти человек). Роли Прудкина 1940-1950-х годов были преимущественно сыграны в постановках, выражавших «линию партии и правительства» (именно они были удостоены Сталинских премий): Гайдар во «Фронте» А.Е.Корнейчука (1942), Крутилин в «Зелёной улице» А.А.Сурова (1948), Устинов в «Потерянном доме» С.В.Михалкова (1951), Керенский в «Залпе «Авроры» М.В.Большинцова и М.Э.Чиаурели (1952). Позже им были воплощены на сцене: циник Басов («Дачники» М.Горького, 1953), английский писатель («Кремлёвские куранты» Н.Ф.Погодина, 1956), академик Кареев («Золотая карета» Л.М.Леонова, 1957), Яков Коломийцев («Последние» М.Горького, 1971), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, 1973), Шабельский («Иванов» А.П.Чехова, 1976), Светловидов («Чеховские страницы» по пьесам и рассказам А.П.Чехова, 1977), Друг («Всё кончено» Э.Олби, 1979), князь Абрезков («Живой труп» Л.Н.Толстого, 1982), Понтий Пилат («Бал при свечах» Г.С.Епифанцева по «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова, 1983) и другие. Прудкин был участником (пан Хмелик) незабываемого ансамбля артистов второго поколения Художественного театра в ностальгическом спектакле «Соло для часов с боем» О.Заградника (1973).

В 1961 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Своеобразно складывались отношения Прудкина с кино: снявшись в 1927 году в немом фильме «Человек из ресторана» (в роли офицера), а затем в фильме «Седьмой спутник» (также в роли офицера, 1928), артист на протяжении более чем сорока лет с этим видом искусства дела не имел, не решаясь перешагнуть порог сцены. Кинорежиссёр И.А.Пырьев дважды смотрел Прудкина в роли Федора Павловича Карамазова (1960) в спектакле В.И.Немировича-Данченко «Братья Карамазовы» по Ф.М.Достоевскому и настойчиво приглашал артиста перенести своего театрального героя на экран. Прудкин уговорам поддался: фильм вышел в 1969 году. От предложения Г.М.Козинцева сняться в роли Короля Лира артист решительно отказался, не ощущая близости с искусством кинематографа. Всего снялся в нескольких фильмах, среди которых: «Штрихи к портрету», «Кремлёвские куранты» (оба – 1970), «Соло для часов с боем» (1974), «Лебединая песня» (1975), «Двенадцать стульев» (1976), «Чеховские страницы» (1977), «Две главы из семейной хроники», «Блондинка за углом» (оба – 1983), «Затерянные в песках» (1984).

Прудкин – участник телевизионного цикла «Театральные мемуары» (совместно с А.И.Степановой). В 1987 году была выпущена грампластинка с записями фрагментов лучших работ артиста последних лет в театре, на телевидении и на радио.

За выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1989 года артисту Московского художественного академического театра СССР имени М.Горького Прудкину Марку Исааковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил Москве. Умер 24 сентября 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (26.10.1948;18.08.1989), орденами Октябрьской Революции (14.09.1978), Трудового Красного Знамени (13.09.1973), Дружбы народов (18.10.1983), «Знак Почёта» (03.05.1937), медалями.

Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1947, 1949), Государственной премии РСФСР (1974).


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)