Герой Социалистического Труда
Искусство: Музыканты, певцы
Гилельс Эмиль Григорьевич

Гилельс Эмиль Григорьевич

19.10.1916 - 14.10.1985

Герой Социалистического Труда

Даты указов

18.10.1976

Медаль № 17892

Орден Ленина № 425051

Гилельс Эмиль (Самуил) Григорьевич - советский пианист, солист Московской государственной филармонии, народный артист СССР.

Родился 6 (19) октября 1916 года в Одессе в семье служащего. Еврей. Его родители не имели никакого отношения к музыке, отец был клерком в сахарном очистительном заводе, мать была домохозяйкой.

Эмиль рано начал заниматься музыкой. Гилельсу было всего 9 лет, когда педагог написал в его характеристике: «В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба». В 1929 году Гилельс дал свой первый сольный концерт. В 1930 году Гилельс поступил в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Б. М. Рейнгбальд. В следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе музыкантов в Харькове. В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша безоговорочно победил и стал знаменит на всю страну.

Закончив в ноябре 1935 года консерваторию в Одессе, Гилельс едет в Москву, в Школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем становится Г. Г. Нейгауз. В 1938 году в Брюсселе проходил Международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Ференца Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами - со времени своих великих учителей.

Гилельс не мог спокойно пожинать плоды успеха - он упорно работает, не давая себе передышки. В том же году остается позади Школа высшего мастерства, и Гилельс начинает преподавать в Московской консерватории. В годы Великой Отечественной войны Гилельс играет в воинских частях, в госпиталях, в тылу; осенью 1943 года дает концерты в блокадном Ленинграде. В 1945 году выступает в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

После окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Ему выпадает на долю ответственейшая миссия: впервые представлять во многих странах советское искусство, искусство победившей страны. В 1947 году - впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1955 году он первым из советских музыкантов отправился на гастроли в США, где произвел сенсацию. Исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом.

С годами концертная деятельность Гилельса обретала глобальные масштабы. В 1960—1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. Где бы он ни играл - повсюду триумфы становились едва ли не привычным «фоном». Он выступал с самыми прославленными оркестрами и дирижерами, его пластинки вошли в дома миллионов людей.

С 1938 по 1974 год Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 — профессор), среди его учеников наиболее известны Валерий Афанасьев и Феликс Готлиб. Эмиль Гилельс пользовался высочайшим авторитетом в музыкальном мире. Его постоянно приглашали в жюри крупнейших исполнительских соревнований (Париж, Брюссель и др.). Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёх Международных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 октября 1976 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с 60-летием Гилельсу Эмилю Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.

12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, оказавшийся последним в его жизни.

Народный артист СССР (1954). Был избран почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне (1967), почетным профессором Будапештской консерватории (1968), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), почетным академиком римской академии «Санта Чечилия» (1980)

Жил в Москве. Умер 14 октября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 3 орденами Ленина (15.09.1961; 14.10.1966; 18.10.1976), орденами Трудового Красного Знамени (28.12.1946), Дружбы народов (07.08.1981), «Знак Почёта» (03.06.1937), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, среди которых французский Орден заслуг в культуре и искусстве (1967), бельгийский Орден Леопольда (1968).

Лауреат Сталинской (1946) и Ленинской (1962) премий.

В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В Одессе регулярно проводится Международный конкурс пианистов, посвященный памяти Народного артиста СССР Эмиля Гилельса.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Гордость советской музыки. М.:"Советский композитор". 1987

Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973

Подводная археология   Т