Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Чибисов Юрий Васильевич

Чибисов Юрий Васильевич

11.12.1921 - 25.12.1988

Герой Советского Союза

Даты указов

26.10.1944

Медаль № 5137

Орден Ленина № 21965

Чибисов Юрий Васильевич – заместитель командира – штурман авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 11 декабря 1921 года в станице Абинская Абинской волости Славянского отдела Кубано-Черноморской области (ныне город Абинск – райцентр Краснодарского края). Русский. С 1924 года жил в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где в 1940 году окончил 9 классов школы.

В армии с августа 1940 года (призван Дзержинским райвоенкоматом г. Ленинграда). В июне 1942 года окончил 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (ныне город Оренбург). В июне – сентябре 1942 – лётчик 10-го запасного авиационного полка (город Каменка Пензенской области).

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1942 – декабре 1944 – лётчик, старший лётчик, командир звена и заместитель командира – штурман авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка. Воевал на Ленинградском (сентябрь 1942 – октябрь 1944) и 3-м Белорусском (октябрь – декабрь 1944) фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Синявинской операции, прорыве блокады Ленинграда, Мгинской, Красносельско-Ропшинской, Выборгской, Нарвской, Таллинской, Моонзундской и Гумбиннен-Гольдапской операциях.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Чибисову Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

В июле 1945 года окончил Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС (город Краснодар). В июле 1945 – апреле 1946 – штурман 703-го штурмового авиационного полка (в Прибалтийском военном округе; Литва), в апреле 1946 – мае 1949 – заместитель командира – штурман авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Ленинградском военном округе; город Тарту, Эстония). Летал на самолётах Ил-2 и Ил-10.

В мае 1949 – августе 1950 – лётчик 196-го гвардейского транспортного авиационного полка (аэродром Синалепа, город Хаапсалу, Эстония), в августе 1950 – январе 1952 – штурман звена 336-го транспортного авиационного полка (город Черновцы, Украина). Летал на самолёте Ли-2.

В январе 1952 – июне 1953 – начальник пункта управления посадкой 134-го отдельного дивизиона радиосветообеспечения 3-й гвардейской транспортной авиационной дивизии (город Витебск, Беларусь). В июне 1953 – марте 1959 – адъютант (начальник штаба) авиаэскадрильи 196-го транспортного авиационного полка (город Тарту, Эстония). С марта 1959 года майор Ю.В. Чибисов – в запасе.

Работал на заводе № 272 (с января 1967 года – Ленинградский Северный завод) электромонтёром (июль 1959 – февраль 1960) и слесарем-электромонтажником (февраль 1960 – апрель 1984). Участвовал в производстве ракет и ракетных комплексов ПВО.

Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 25 декабря 1988 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Полковник (1985). Награждён орденами Ленина (26.10.1944), Октябрьской Революции (26.04.1971), 3 орденами Красного Знамени (28.07.1943; 21.06.1944; 02.11.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (09.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (20.02.1943; 30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950), другими медалями.

Примечание:
1) Награждён за выполнение 118 боевых вылетов (на 29 февраля 1944 года).


Юрий Чибисов родился на Кубани в станице Абинской, но город Ленинград, куда он переехал вместе с родителями, стал ему второй родиной. Здесь, в городе на Неве, в 1940 году он успешно окончил аэроклуб и был направлен в школу военных лётчиков в город Чкалов (Оренбург). Там и застала его страшная весть о войне. Но прежде чем попасть на фронт, надо было стать хорошим лётчиком. И комсомолец Чибисов сократил личное время, чтобы быстрее окончить училище.

В начале сентября 1942 года сержант Чибисов прибыл в лётную часть, прикрывающую небо Ленинграда. В составе 15-го гвардейского штурмового авиационного полка он беспощадно громил оккупантов. И, несмотря на свою молодость (был ему тогда 21 год), он сразу же показал себя мужественным воином. Лётчики–штурмовики совершали полёты на самых малых высотах и могли быть сбитыми не только самолётами и зенитками, но и из обычного стрелкового оружия. Однако, невзирая на такую огромную опасность, штурмовик Чибисов смело атаковал гитлеровские войска, прорываясь через смертельный огонь. Были дни, когда он по 2-3 раза поднимал в воздух свой грозный Ил-2. Вскоре Чибисов стал гвардии младшим лейтенантом, ему было доверено звено штурмовиков.

Защитники Ленинграда своими геройскими действиями наносили врагу большой урон. Тогда противник подтянул дальнобойную артиллерию (замаскировывая её в домах) и с её помощью рассчитывал взломать оборону советских войск. Гвардии младший лейтенант Чибисов отыскивал вражескую пушку и своим звеном уничтожал её. А всего он атаковал дальнобойные орудия противника 23 раза.

12 января 1943 года после артподготовки на лёд Невы бросилась наша пехота. Для её поддержки вылетели штурмовики. Чибисов летел со своими напарниками на немецкие окопы. Наша пехота то ложилась на лёд, то снова вставала и бежала вперёд. Лётчик чётко выполнил приказ - снаряды легли в цель. Потом он прочесал пулемётным огнём траншею и увидел, что наша пехота ещё бежит по льду. Тогда Чибисов принял решение сделать ещё один заход над немецкими траншеями - пусть думают, что у наших есть еще снаряды. За ним остальные пошли точно в такую же символическую атаку. Когда наша пехота оказалась уже под самым берегом, Чибисов развернул штурмовик на аэродром. Так начинался прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года.

К июлю 1943 года гвардии лейтенант Чибисов совершил 55 успешных боевых вылетов и нанёс врагу большой урон. Дважды ему приходилось покидать горящую, падающую машину с парашютом. За отличное выполнение боевых заданий был награждён орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Кроме этого ему была вручена медаль «За оборону Ленинграда».

Осенью 1943 года Чибисов стал гвардии старшим лейтенантом и был назначен заместителем командира штурмовой эскадрильи.

10 октября 1943 года, будучи ведущим пары штурмовиков Ил-2, на перегоне Ивановские Горы, преодолев заградительный огонь зенитной артиллерии, Чибисов и его ведомый с 2-х атак подожгли эшелон врага. Боеприпасы, находившиеся в вагонах, начали детонировать, взрывами был разрушен и повреждён весь эшелон.

В январе 1944 года Ленинградский фронт перешел в наступление. В нём участвовал и гвардии старший лейтенант Чибисов. В период с 15 января по 29 февраля 1944 года он произвёл 24 боевых вылета в исключительно сложных метеоусловиях (облачность – 10 баллов, высота – 50-200 метров, видимость – 800-1500 метров). Успешные действия по сопровождению танковых групп и подавление штурмовиками противотанковых и артиллерийских средств обеспечили продвижение наземных частей, овладение ими рядом населённых пунктов. Блокада Ленинграда была окончательно снята. Вот несколько эпизодов боевой работы гвардии старшего лейтенанта Чибисова.

19 января 1944 года в составе тройки Ил-2 Чибисов выполнял задание по разведке районов Знаменка – Ропша – Стрельна. Было обнаружено большое скопление войск противника. Тремя атаками с бреющего полёта под сильным огнём зенитной артиллерии штурмовики провели штурмовку, в результате чего было уничтожено до роты вражеских солдат. Получив над целью ранение лица и повреждение мотора, Чибисов продолжал уничтожать врага, а затем перетянул линию фронта и произвёл вынужденную посадку на своей территории. Вернувшись на аэродром, отказался отправиться в госпиталь и 21 января опять поднялся в воздух, совершив вылет в район Гатчины.

25 января 1944 года, выполняя боевое задание в районе города Красногвардейска, пара Ил-2, в которой Чибисов был ведущим, с бреющего полёта атаковала автоколонну противника. В этом налёте Чибисов лично уничтожил 4 автомашины с боеприпасами.

1 февраля 1944 года четвёрка штурмовиков под командованием гвардии старшего лейтенанта Чибисова в районе Нарвы атаковала автоколонну и обоз повозок с боеприпасами. Командиром были уничтожены 3 машины и 6 повозок.

В феврале 1944 года Чибисов несколько раз водил группы штурмовиков в район Пскова. К концу этого месяца линия фронта отодвинулась от Ленинграда на сотни километров, и город, проживший в блокаде более 2-х лет, стал свободным. Началось освобождение от фашистских оккупантов Эстонии.

К июлю 1944 года гвардии старший лейтенант Чибисов совершил 180 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку укрёпленных районов врага. 26 октября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях в Прибалтике, а затем и в Восточной Пруссии командир штурмовой эскадрильи гвардии капитан Чибисов ещё увеличил свой боевой счёт. Количество его боевых вылетов перевалило за 200, а на груди прибавились ордена Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

В конце 1944 года гвардии капитана Чибисова послали на учёбу. В 1945 году он окончил Высшую офицерскую школу штурманов, а затем ещё 14 лет служил в авиационных частях Советской Армии.

Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым. Автор биографии не гарантирует правильность приведённых в этом описании сведений.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Личное дело