Дважды Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович

04.03.1919 - 28.02.2014

Дважды Герой Социалистического Труда

Даты указов

26.04.1971

Медаль № 16739

Орден Ленина № 404166

02.02.1982

Медаль № 167

Орден Ленина № 458485

Беляков Ростислав Аполлосович – советский российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ имени А.И.Микояна, академик АН СССР.

Родился 4 марта 1919 года в городе Муром ныне Владимирской области в семье бухгалтера Аполлоса Андреевича (1892-1970) и крестьянки Анны Николаевны (1895-1924). Русский. В 1936 году окончил среднюю школу. После окончания в 1941 году Московского авиационного института имени С.Орджоникидзе (на основании распоряжения СНК СССР от 3 ноября 1941 года ему была присвоена квалификация инженера-механика по самолётостроению) был направлен на авиазавод № 1 имени Авиахима в Особый конструкторский отдел (ОКО) главного конструктора А.И.Микояна (позже – Особое конструкторское бюро 155).

Молодой специалист начал работу с августа 1941 года в качестве конструктора в отделе вооружения. В дальнейшем его перевели в бригаду шасси и управления, где поручили важную задачу – разработку средств механизации крыла. В октябре 1941 года вместе с заводом ОКО был эвакуирован в город Куйбышев (ныне – Самара). В связи с организацией самостоятельного опытного завода № 155 (ОКБ-155) во главе с А.И.Микояном в марте 1942 года Р.А.Беляков был переведён на новое предприятие инженером-конструктором 2-й категории. С октября 1943 года – инженер-конструктор 1-й категории.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в июле 1945 года, его назначили заместителем начальника сектора шасси. В апреле 1946 года он возглавил указанный сектор, а с февраля 1947 года руководил уже бригадой шасси. В работе проявлял творческую инициативу, изучал опыт иностранных и отечественных специалистов, умело используя его в своей практической работе. Он обладал исключительной способностью накапливать информацию о конструкциях, разработанных как в СССР, так и за рубежом. Умение критически оценивать и грамотно претворить во вновь создаваемой конструкции результаты исследований позволяли ему держать техническую культуру посадочных средств новых машин на высоком техническом уровне. Он не бросал уже разработанные им агрегаты, а кропотливо доводил и совершенствовал их.

В августе 1952 года его назначили ведущим конструктором – начальником бригады. В феврале 1955 года он в этой же должности возглавил бригаду общих видов. За пятнадцать лет трудовой деятельности в ОКБ-155 он стал крупным специалистом по системам управления и посадочным средствам летательных аппаратов, принимал активное участие в создании истребителей МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и их многих модификаций, ряда опытных самолётов, а также крылатых ракет.

15 июня 1957 года его назначили заместителем главного конструктора по системам управления. С июля того же года – заместитель главного конструктора – начальник отдела управления. В новом качестве решал проблемы, связанные с созданием надёжных систем управления современных сверхзвуковых истребителей. По его инициативе и под его непосредственным руководством создан лабораторный комплекс по исследованию и предполётным ресурсным испытаниям систем управления. Кроме того, была организована широкая стендовая и лабораторная отработка этих систем в условиях серийного завода, что позволило значительно повысить надёжность и безаварийность эксплуатации самолётов. Под его руководством созданы малогабаритные автопилоты КАП-2 и КАП-3, которые после успешных испытаний внедрили в серийное производство.

9 марта 1962 года его назначили первым заместителем генерального конструктора. В новой должности он руководил разработками сложных авиационных комплексов различного назначения, решал на высоком научном и техническом уровне вопросы исследований и создания современных летательных аппаратов, координировал и руководил работой больших исследовательских и конструкторских коллективов соразработчиков. Он – один из авторов проектов самолётов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и их бортовых комплексов, а также непосредственный участник и руководитель работ по их постройке, испытаниям и доводке. Он стал инициатором и организатором многих работ по их совершенствованию, модернизации и дальнейшему расширению области боевого применения. Принимал деятельное участие в организации освоения новых изделий в серийном производстве и обеспечении государственных совместных испытаний.

В связи с тяжёлой болезнью А.И.Микояна Р.А.Беляков с 1969 года исполнял обязанности генерального конструктора. После смерти А.И.Микояна он продолжил начатое им дело. Постановлением Совета Министров СССР от 5 марта 1971 года его утвердили в должности генерального конструктора. В том же году за выполнение особого задания от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР Р.А.Беляков был награждён именными часами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года (за создание истребителей МиГ-23 и МиГ-27) Белякову Ростиславу Аполлосовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Длительное время он успешно руководил одним из крупнейших творческих коллективов, укрепил ОКБ и опытный завод высококвалифицированными кадрами и расширил научно-производственную базу. Под его руководством коллектив предприятия при разработке и создании боевых авиационных комплексов поднялся на новую ступень, отвечающую современным требованиям. Всего за 25 лет работы генеральным конструктором под его руководством и при непосредственном участии был создан целый ряд опытных, экспериментальных самолётов и серийных авиационных комплексов различного назначения. В их числе истребители МиГ-21бис, а затем МиГ-21-93, МиГ-23МЛ (П, МЛД), семейство МиГ-27, МиГ-25ПД (ПДС и РБ), МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, их модификации и модернизированные варианты.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1982 года (за создание истребителя МиГ-31) Беляков Ростислав Аполлосович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Разработанные под его руководством самолёты обладают высокими лётно-техническими характеристиками и боевой эффективностью и были приняты на вооружение отечественных ВВС и авиации ПВО, а также поставлялись ВВС более 50 зарубежных стран. Наряду с этим было создано несколько принципиально новых экспериментальных самолётов, в том числе опытно-экспериментальный истребитель 5-го поколения МФИ.

В связи с реорганизацией Авиационного научно-промышленного комплекса «МиГ» имени А.И.Микояна и Московского авиационного производственного объединения в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 мая 1995 года Р.А.Белякова назначили генеральным конструктором МАПО «МиГ». После реорганизации МАПО «МиГ» в Государственное унитарное предприятие, а также по состоянию здоровья в сентябре 1997 года его перевели на должность советника генерального конструктора АНПК «МиГ» имени А.И.Микояна.

В новом качестве он также был председателем Научно-технического совета АНПК «МиГ» имени А.И.Микояна. С его участием были разработаны и реализованы конструктивные решения по модернизации фронтового истребителя МиГ-29 (МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ), технические вопросы по отработке и лётным испытаниям учебно-тренировочного самолёта МиГ-AT, а также проектные работы по грузопассажирскому самолёту МиГ-110.

За многолетний и плодотворный труд в авиационной промышленности в апреле 1999 года ему было присвоено звание «Почётный генеральный конструктор самолётов «МиГ». Он также является Почётным президентом Российской академии авиации и воздухоплавания, Почётным членом Королевского общества аэронавтики (Великобритания), Почётным профессором Московского авиационного института и Пекинского университета.

Р.А.Беляков внёс существенный вклад в создание новых типов конструкций самолётов, в том числе, крупноразмерных сварных из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов. В результате его работ получили дальнейшее развитие газодинамика, силовые установки, авионика, авиационное вооружение, бортовое математическое обеспечение, самолётные системы, в том числе, дистанционного управления самолётом и силовой установкой, автоматизация процессов контроля, современные способы тренировки и подготовки лётного состава, внедрение новых материалов и технологий.

За годы своей трудовой деятельности он внёс фундаментальный вклад в решение задач и развитие таких направлений, как общее проектирование самолётов, их систем управления, взлётно-посадочных устройств, аэродинамика, устойчивость и управляемость, прочность, силовые установки, комплексы оборудования и вооружения, авиационные материалы и технологические процессы, надёжность и безопасность полёта, увеличение ресурсов самолётов. Им решены важные проблемы в области создания конструкций самолётов, работающих в условиях значительного аэродинамического нагревания, применения крыла с изменяемой стреловидностью в полёте, систем управления сверхзвуковыми самолётами, повышения манёвренности самолётов. Он приложил много усилий для повышения роли и статуса института генеральных конструкторов, как ключевого элемента создания сложных научно-технических комплексов и организаций работ большого количества смежных организаций.

Во время учёбы в институте он увлекался лыжным спортом, в особенности горным, и прыжками с трамплина: был рекордсменом СССР по прыжкам и четырежды становился чемпионом СССР по скоростному спуску. В 1940 году спустился на лыжах с восточных склонов горы Эльбрус, высота которого превышает 5600 м. Кроме того, в период с ноября 1936 года по июнь 1941 года работал в ДФК общества «Крылья Советов» тренером по лыжам.

Член ВКП(б)/КПСС в 1944-1991 годах. Избирался делегатом XXV съезда КПСС (1976), депутатом Верховного Совета СССР 9-11-го созывов (в 1974-1989 годах).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 28 февраля 2014 года на 95-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Главный конструктор 1-й степени (12.03.1971).
Главный конструктор 2-й степени (10.08.1970).

Награждён советскими 4 орденами Ленина (22.07.1966; 26.04.1971; 11.10.1974; 02.02.1982), орденами Октябрьской Революции (02.03.1979), Трудового Красного Знамени (12.07.1957), Красной Звезды (16.09.1945), «Знак Почёта» (16.09.1945), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (27.12.1999), медалями, знаком отличия «За заслуги перед Москвой» (5.03.2009).

Доктор технических наук (1973), профессор, член-корреспондент (1974) и действительный член (1981) АН СССР (с 1991 – РАН). Лауреат Ленинской премии (1972), Сталинской премии 1-й степени (1952), Государственной премии СССР (1988). Награждён Золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР (1987, за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники).

На его родине в городе Муром Владимирской области установлен бронзовый бюст. Его имя золотыми буквами выбито на стене зала Славы авиакосмического музея США.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Гаравский А. Жизнь длиною в «миг» // Красная звезда. - 04.03.2009.

Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.

Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.