Юткевич Сергей Иосифович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16038
Орден Ленина № 422505
Юткевич Сергей Иосифович – кинорежиссёр, народный артист СССР, город Москва.
Родился 15 (28) декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Творческая жизнь Юткевича началась в 1917 году. В годы Гражданской войны он работал актером, художником, ассистентом режиссера в театрах Киева и Севастополя. В 1921-1923 годах учился на театрально-художественном факультете Высших художественно-технических мастерских и в Государственных Высших режиссерских мастерских под руководством В.Э.Мейерхольда. Будучи студентом, вместе с С.М.Эйзенштейном оформил ряд театральных спектаклей, работал режиссером и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза».
В 1922 году Юткевич вместе с Г.М.Козинцевым, Л.З.Траубергом и Г.К.Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). Молодые теоретики пытались сконструировать новое революционное искусство путем смешения разных жанров: театра, эстрады, цирка и агитационных представлений. С 1924 года Юткевич пытается воплотить эти теоретические посылки в кино. Его первой кинокартиной стала эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников «Даешь радио!». С 1926 года он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником как в театре, так и в кино: кинофильмы «Предатель» (1926) и «Третья Мещанская» (1928).
В 1928 году Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет. В ранних режиссерских работах Юткевича («Кружева», 1928; «Черный парус», 1929; «Златые горы», 1931) выполнение социального заказа еще сочетается с экспериментами в области жанра, стиля и формы, а также с поисками нового кинематографического языка. Но уже в «Златых горах» и в полной мере в фильме «Встречный» (1932) режиссер жертвует выразительной формой в угоду идеологическому содержанию.
В 1934 году Юткевич пробует свои силы в документальном кинематографе: в ленте «Анкара – сердце Турции» он пытается организовать документальный материал своеобразным сюжетом. Но к концу 1930-х годов с экспериментами было покончено. Юткевич, как один из видных советских режиссеров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика – И.В.Сталина. И он делает такие фильмы – вплоть до короткометражной киноагитки «Как будет голосовать избиратель» (1937), посвященной выборам депутатов Верховного совета СССР. Киноленты этого периода: «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия за 1941 год), характеризуют нивелирование художественного уровня и отказ от какого-либо авторского начала. В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве.
В 1938-1944 годах Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссерской деятельности занимался и преподаванием, и научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. В 1939-1946 годах он, помимо многого прочего, занимал должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД. Преподавать Юткевич начал еще в 1929 году, в 1939 году стал профессором; работал в Институте искусствознания, писал теоретические труды.
В годы Великой Отечественной войны режиссер смог ненадолго вернуться к эксцентрике и сатире в «Боевом киносборнике № 7» (1941) и фильме «Новые похождениях Швейка» (1943). С 1944 года Юткевич стал вести режиссерскую мастерскую во ВГИКе. Тогда же он посетил Францию и снял документальный фильм «Освобожденная Франция» (1944).
Самым тяжелым периодом в жизни режиссера стали послевоенные годы. В 1947 году он экранизировал пьесу Н.Ф.Погодина «Кремлевские куранты». Кинолента готовилась в прокат под названием «Свет над Россией», образ В.И.Ленина в ней показался партийному начальству недостаточно масштабным и величавым. Картина была отправлена на полку, и в политической кампании против космополититов в искусстве Юткевич, с его «эксцентрическим» прошлым оказался удобной мишенью. В 1949 году его изгнали из ВГИКа и ВНИИ искусствознания.
В кино Юткевич вернулся в 1952 году, сняв далекую от политики биографическую ленту «Пржевальский». Следующий фильм режиссера – советско-албанская постановка «Великий воин Албании Скандербег» (1954; премия Каннского кинофестиваля, 1955) – вышел в свет уже после смерти И.В.Сталина.
С середины 1950-х годов Юткевич вновь живет активной и разнообразной творческой жизнью. В 1954 году он вернулся во ВГИК и преподавал там режиссерское мастерство до конца 1960-х годов. Юткевич вновь приходит в театр, в эти и последующие годы он как художник и режиссер поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, совместно с Н.В.Петровым и В.Н.Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с В.Н.Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, совместно с М.А.Захаровым). В 1960-1965 годах он был главным режиссером Студенческого театра МГУ.
Опять получив возможность выезжать за границу, Юткевич часто бывает во Франции, с культурным бомондом которой у него установились тесные связи. Он трижды представительствует в жюри Каннского фестиваля: в 1955, 1958 (был награжден «Золотой пальмовой ветвью» фильм «Летят журавли») и 1961 годах. Довольно пышная экранизация Юткевичем шекспировского «Отелло» (1956) также была отмечена премией Каннского кинофестиваля.
В 1958 году Юткевич вновь обратился ленинской теме, доставившей ему в прошлом немало неприятностей. В фильме «Рассказы о Ленине», состоящем из двух новелл, он творит легенду «о самом человечном человеке». В то же время одна из новелл картины «Последняя осень» свидетельствует о раскрепощении эстетики Юткевича, режиссер пытается кинематографическими средствами передать единство героя и природы.
В 1962 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Вкус Юткевича к эксперименту, к смешению различных жанров проявился в анимационной версии пьесы В.В.Маяковского «Баня» (1962, сценарий и постановка Юткевича и А.Г.Карановича), где методом киноколлажа органично соединялась игра актеров с документальными кадрами, кукольной и рисованной мультипликацией. В.В.Маяковской стал еще одной сквозной темой в творчестве Юткевича. В 1976 году он вновь поставил в эстетике киноколлажа фильм «Маяковский смеется» (1976, по мотивам пьесы «Клоп» и сценария «Позабудь про камин» В.В.Маяковского; постановка Юткевича и А.Г.Карановича). А в 1968 году Юткевич восстановил старую «немую» ленту «Барышня и хулиган» (1918), в которой некогда снимался сам В.В.Маяковский.
Любопытным и важным было участие Юткевича в создании в 1967 году (совместно с Н.И.Клейманом) фотофильма «Бежин луг» С.М.Эйзенштейна на основе сохранившихся кадров-срезок уничтоженной в 1930-х годах киноленты.
В 1965 году очередной фильм на ленинскую тему «Ленин в Польше» (Государственная премия СССР, 1967; премия Каннского кинофестиваля) стал несомненной творческой удачей Юткевича. Режиссеру все-таки удалось доказать, что в искусстве эксперимента неординарному подходу открыты любые темы. Визуальный ряд картины представляет собой обычный историко-биографический фильм, но в озвучивании Юткевич новаторски применил метод «внутреннего монолога». В картине слышен только один голос – голос самого В.И.Ленина в исполнении М.М.Штрауха, который рассказывает и комментирует происходящее на экране, размышляет о мировых событиях, о том как они отзовутся в будущем. В целом фильм своеобразно воплощает на экране психологическую теорию «опережающего отражения», то есть механизма предвидения и оценки результатов действия.
Успех сопутствовал Юткевичу и при постановке советско-французского фильма «Сюжет для небольшого рассказа» (1970), биографического по содержанию, в котором он рассказывает об отношениях А.П.Чехова с певицей Ликой Мизиновой (в исполнении Н.Г.Гринько и М.Влади) и об истории создания пьесы «Чайка». Этот фильм ломал многие жанровые и кинематографические каноны, смело сочетая игру актеров с рисованными, нарочито театральными декорациями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1974 года за выдающиеся заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Юткевичу Сергею Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Последняя значительная работа Юткевича в кино – «Ленин в Париже» (1981), – несмотря на Государственную премию СССР за 1983 год и интересный замысел, получилась маловразумительной в художественном смысле. До последних, уже преклонных лет Юткевич старался жить активной творческой жизнью. В 1982 году он поставил в Московском музыкальном камерном театре пьесы А.А.Блока «Балаганчик» и «Незнакомка». Он продолжал преподавать во ВГИКе, был автором ряда теоретических книг, главным редактором двух изданий «Кинословаря» (1966-1970, 1986).
Жил в Москве. Скончался 23 апреля 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 4).
Награждён 3 орденами Ленина (26.12.1964; 04.11.1967; 30.12.1974), орденом Октябрьской Революции (22.06.1971), орденом Трудового Красного Знамени (01.02.1939), орденом Дружбы народов (27.12.1984), медалями.
Доктор искусствоведения (1941). Лауреат Сталинской премии (1941, 1947), Государственной премии СССР (1967, 1983), премии Венецианского кинофестиваля «За вклад в развитие киноискусства» (1982), премии Каннского кинофестиваля (1955, 1957, 1967).
Автор книги «Шекспир и кино» (1973).
Биографию подготовил: