Литвинов Виктор Яковлевич
Дважды Герой Социалистического Труда
Дважды Герой Социалистического Труда
Медаль № 246
Орден Ленина № 54947
Медаль № 83
Литвинов Виктор Яковлевич – организатор авиационной промышленности, директор завода №1 Наркомата авиационной промышленности СССР; директор завода №1 Совета народного хозяйства Куйбышевского экономического административного района, генерал-майор инженерно-авиационной службы.
Родился 17 (30) апреля 1910 года в городе Таганрог ныне Ростовской области в семье железнодорожника. Русский. В 1926 году закончил 7 классов железнодорожной школы при станции Таганрог и поступил в Таганрогский индустриальный техникум. Окончив успешной учебу в 1930 году, получил квалификацию техника-механика и пошел работать на Таганрогский авиационный завод техником-технологом.
В том же году, по разнарядке из Авиатреста СССР, был переведен в Москву на завод № 1 имени Авиахима. На этом заводе проработал более 30 лет, прошел путь от техника-конструктора до руководителя предприятия.
На новом заводе Виктор Литвинов был назначен техником-конструктором в бюро проектирования технологической оснастки агрегатов. Он умел и отлично чертить и «читать чертежи», товарищи по работе быстро приметили его деловую хватку и природную сметливость, и настойчивость. Если нужно он мог встать и к токарному станку, и слесарному верстаку. Но вскоре проявились его главные способности - способности организатора. Завод тогда переходил на хозяйственный расчет и Виктор Литвинов первым на заводе организовал и возглавил комсомольско-молодежную бригаду конструкторов.
В 1937 году окончил с отличием вечернее отделение Московского авиационного института. Причем, хотя мог поступать как выпускник техникума сразу на третий курс, предпочел пройти полный курс обучения чтобы получить фундаментальные знания. Блестящие способности студента-вечерника не остались незамеченными - Литвинову Виктору Яковлевичу предлагают аспирантуру, но он предпочитает завод.
В том же 1937 году, получает новое назначение - начальником технического бюро сборочного цеха завода. В этот период коллектив завод налаживал массовое производство новых тогда самолетов-разведчиков Р-5,осваивал серийное производство истребителей И-5 и И-7 (все машины конструктора Н.Н. Поликарпова). Предстояло решать много сложных технических и организационных проблем, к таким проблемам относились - работы по стандартизации и унификации оснастки, создание типовых карт на штампы - организацию этой работы возглавил В. Литвинов.
Высокая инженерная подготовка, незаурядные организаторские способности, горячее желание сделать лучше, быстрее и с меньшими затратами выделяли В.Я. Литвинова. В июле 1938 года он назначается заместителем главного инженера завода. И снова новью задачи, проблемы, которые решать нужно было быстро, грамотно, надежно.
В мае 1940 года на государственные испытания был представлен новый истребитель конструкции А.И. Микояном и М.И. Гуревичем. При его создании впервые в отечественном самолетостроении был введен принцип параллельности предложенный В.Я. Литвиновым. На заводе одновременно шла разработка конструкции самолета и выпуск его чертежей с подготовкой производства. В начале 1941 года на знамени завода засверкал орден Ленина, а В.Я. Литвинов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же он становится главным инженером завода.
С началом Великой Отечественной войны заводу приказано резко увеличить темпы выпуска самолетов и к концу сентября Московский самолетостроительный завод уже выпускал сутки до 20 новых скоростных истребителей МиГ-3. В этом была большая заслуга В.Я, Литвинов, за что он был награжден орденом Ленина.
В октябре 1941 года по решению Государственного комитета обороны СССР завод был эвакуирован на восток в город Куйбышев (ныне – Самара). На пустыре на окраине города был развернуто строительство, фактически нового завода, новых корпусов. В то же время продолжался почти бесперебойный выпуск самолетов - такую сложнейшую задачу решал коллектив завода, его руководство, в их числе и главный инженер завода В.Я. Литвинов.
Уже 29 декабря 1941 года в небо поднялся первый самолет, построенный полностью уже на новом месте – причем это был новый самолет – штурмовик Ил-2. В 1942 году завод го полностью перешел на массовое производство этого боевого самолёта. Была разработана и внедрена круговая ленточного конвейера сборки крыла самолета. «В Куйбышеве, - писал Виктор Яковлевич позднее, - основной курс мы взяли на организацию поточного производства, но сразу же изменили принцип работы конвейерной линии. При стендовой сборке решили передвигать не самолет, а сами стенды».
В трудных условиях военного времени по-новому раскрылся организаторский талант Виктора Яковлевича Литвинова. Он был настоящим командиром - волевым, настойчивым, целеустремленным. В июле 1944 года В.Я. Литвинов становится директором завода. Возглавляемый им коллектив неоднократно завоевывал в социалистическом соревновании Знамя Государственного Комитета обороны СССР, впервые это произошло в сентябре 1942 года. А в конце 1944 года это знамя было оставлено на заводе навечно.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 16 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны» генерал-майору инженерно-авиационной службы Литвинову Виктору Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Награды заводу и его директору были заслуженными. За годы войны, когда людям не хватало жилья, хлеба, одежды, в цехах тепла, рабочие, преодолевая невероятные трудности, делали все возможное, чтобы обеспечить фронт боевой техникой. Завод за 4 военных года выпустил 11863 - Ил-2, 1225 - Ил-10 и 3122 - истребителя МиГ-3. Зачастую самолеты прямо с заводского аэродрома отправлялись на передовую.
После войны коллектив завода, во главе которого бессменно стоял В.Я. Литвинов, освоил в кратчайшие сроки серийный выпуск первенцев советских реактивных истребителей. В 1946 года на праздничном параде в Москве 7 ноября - пролетели первые десять реактивных истребителей МиГ-9, собранные на куйбышевском заводе. А потом было серийное производство истребителей МиГ-15 и МиГ-17, потом бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16, пассажирского авиалайнер Ту-104. Каждый из этих самолетов был новым этапом в развитии советской авиационной мысли, в развитии советской промышленности.
В середине 1950-х года завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство. В 1958 году началось внедрение и освоение новой техники и технологии для серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет. Все работы проводились под руководством директора завода Литвинова. Первенцем была ракета Р-7. В Подлипках на опытном заводе ракету собирали за три месяца, а на завод двигатель для третьего летного экземпляра ракеты поступил на завод за14 дней срока выполнения правительственного задания. Благодаря грамотной организации сборочных работ ракета была готова к сроку. 31 декабря 1958 года в 23.00 часа летный экземпляр «семерки» блестяще выдержал испытания, а 17 февраля 1959 года совершила успешный полет. 29 июня 1960 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1960 года (закрытым) за большие заслуги в деле выполнения специального задания Правительства Литвинов Виктор Яковлевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».
На заводе был развернут не только серийный выпуск межконтинентальных баллистических ракет для ракетных войск. 12 апреля 1961 года ракета, собранная именно на заводе в Куйбышеве, вывела в космос Юрия Алексеевича Гагарина.
Почти двадцать лет руководил заводом В.Я. Литвинов. И не только завод, производственные задачи были в центре внимания директора. Он умел находить время и уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где жили в годы войны в бараках, вырос целый город самолетостроителей. Многоэтажные жилые дома, Дворец культуры, стадион, фабрика-кухня, а потом пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории. Большую помощь оказал завод в создании техники для сельского хозяйства. Так, самолётостроители создали приспособление для сушки зерна, выпускали сеялки и т.д. Не случайно за выпуск машин для сельского хозяйства директор завода В.Я. Литвинов был награжден двумя медалями ВДНХ СССР I степени.
В 1962 году был назначен председателем Куйбышевского Совнархоза, а в 1965 году - заместителем Министра общего машиностроения СССР, которое отвечало за выпуск ракетной и космической техники. С 1973 года - на пенсии.
Несмотря на большую занятость по работе, Литвинов всегда в самой гуще общественно-политической жизни. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 5 и 6 созывов, был делегатом XIX, XX и XXII съездов КПСС. Лауреат Сталинских премий (1946, 1950). Почётный гражданин города Таганрога (1983).
Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён 4 орденами Ленина (8.09.1941, 2.07.1945, 16.09.1945, 12.07.1957), 2 орденами Трудового Красного Знамени (31.12.1940, 26.07.1966), медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть» (5.03.1939).
Жил в Москве. Скончался 4 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Бронзовый бюст Героя установлен в городе Таганрог Ростовской области. В Самаре и Таганроге его именем названы улицы и площади. В Самаре, на доме где он жил с 1943 по 1958 годы (улице Фрунзе, 140) открыта мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001