Бармин Владимир Павлович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 6850
Орден Ленина № 318763
Бармин Владимир Павлович - главный конструктор Государственного конструкторского бюро специального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР.
Родился 4 (17) марта 1909 года в Москве. Из семьи служащего. Русский. Учился в Московском реальном училище, переименованном после Октябрьской революции в среднюю школу первой и второй ступени (1917-1924).
Окончил механический факультет Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1930 году. Работал на заводе «Компрессор» в Москве инженером-конструктором (1930-1931), старшим инженером-конструктором (1931-1932), руководителем компрессорной группы (1932-1940). С 1940 года - главный конструктор завода «Компрессор». За время работы в предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Вот некоторые из них: ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности (1933-1935), первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов (1934), первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов (1934), углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея В.И. Ленина (1935), передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации (1935). В 1935-1936 годах находился в длительной производственной командировке в США.
С началом Великой Отечественной войны с июля 1941 года - главный конструктор завода «Компрессор» и главный конструктор специального конструкторского бюро при этом заводе. СКБ и завод стали головными организациями по разработке и производству серийных образцов многозарядных пусковых установок реактивной артиллерии, широко известных как «катюша»: БМ-13, БМ-8, БМ-8-36, БМ-8-48, БМ-31-12 и другие. Всего за годы войны под руководством Бармина разработано 78 типов пусковых установок реактивных снарядов и их модификаций, из них 36 приняты на вооружение Сухопутных войск и ВМФ. Под руководством Бармина созданы многочисленные боевые установки для применения на автомобилях, гусеничных тягачах, бронепоездах, железнодорожных платформах, морских и речных катерах, и даже на санях и лыжах, а также рамные стационарные установки. За создание установок реактивной артиллерии в годы войны ГСКБ было награждено орденом Отечественной войны 1-й степени, а главный конструктор В.П.Бармин - тремя орденами.
В 1945-1946 годах входил в бригаду советских инженеров, командированных в Германию и другие страны Европы для сбора сведений и документации о немецком реактивном вооружении. Там познакомился и стал единомышленником С.П. Королева, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгина.
С 1946 года Бармин — главный, затем генеральный конструктор государственного конструкторского бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш», с 1967 года — КБ общего машиностроения) Министерства общего машиностроения СССР по разработке ракетно-космических стартовых комплексов. Это ГСКБ было организовано на базе СКБ «Компрессор». С 1947 года под руководством Бармина в короткие сроки были разработаны надёжные передвижные и стационарные стартовые комплексы для подготовки и пуска баллистических ракет Р-1 (1948), Р-2 (1952), Р-11, Р-5 и Р-5М (1954-1956). Одновременно в его КБ были начаты работы по решению проблемы запуска ракет из шахт. Сконструированная для этих целей шахтная пусковая установка «Маяк» (1960) позволила провести серию научно-исследовательских испытаний, в результате чего в период 1958-1963 годов разработана большая группа шахтных ПУ, что стало важным звеном в создании ракетного щита страны.
За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом "совершенно секретно") от 20 апреля 1956 года Бармину Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1957 году под руководством В.П. Бармина были завершены работы по созданию стартового комплекса для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Со стартовых комплексов «Восток» и «Союз» осуществлён запуск ракет с первым в мире искусственным спутником Земли (1957), с первым космонавтом мира Ю.А. Гагариным (1961), всех советских космических кораблей и спутников. Бармин возглавлял разработку стартового комплекса для ракеты «Протон» (1965) и универсальной космической системы «Энергия»—«Буран» (1987-1988), а также универсального стенда-старта, который позволяет не только проводить наземную отработку двигателей и ракеты, но и пуск ракеты (1988). Всего под его руководством создано свыше 20 стартовых ракетных комплексов.
Одно из направлений конструкторской деятельности Бармина - создание автоматических установок для работы в условиях планет Солнечной системы и производства неорганических материалов и биологически активных веществ в космосе. Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ под руководством Бармина сконструированы грунтозаборные устройства (ГЗУ) (1975). С помощью одного из таких устройств (ГЗУ ЛБ-09) взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метров без нарушения порядка залегания пород и обеспечена доставка его на Землю. Благодаря использованию ГЗУ ВБ-02 осуществлён забор образцов грунта в трёх точках поверхности Венеры и получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о химическом составе пород Венеры (1982 и 1985).
Как один из 6 бессменных членов совета главных конструкторов, возглавляемого С.П.Королёвым, Бармин внёс большой вклад в создание уникальных образцов оборонной техники.
Наряду с конструкторской деятельностью принимал активное участие в подготовке учёных и специалистов высокой квалификации. С 1931 года он преподавал в МВТУ (в 1959-1989 годах возглавлял кафедру), с 1945 года - одновременно в Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского.
Доктор технических наук (1958), профессор (1960). Автор большого количества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.
С 1966 года - действительный член Академии наук СССР (член-корреспондент Академии наук СССР с 1957 года). Член Международной академии астронавтики. Член бюро Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления АН СССР и РАН. Почётный президент Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Почётный президент Международной ассоциации учёных, инженеров и изобретателей имени Т. Эдисона.
Жил в городе-герое Москве. Скончался 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).
Полковник (1945). Награждён шестью орденами Ленина (15.03.1943, 20.04.1956, 17.03.1959, 17.06.1961, 17.03.1969, 16.03.1979), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (29.03.1944, 17.09.1975), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1943), трёх Государственных премий СССР (1967, 1977, 1985). Золотая мадель имени В.Г. Шухова (посмертно).
Имя выдающегося ученого присвоено Федеральному государственному унитарному предприятию «Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П.Бармина» и малой планете. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В городе Байконур установлены бюст и мемориальная доска (1999) в честь Героя.
Биографию подготовил:
Военный энциклопедический словарь РВСН. ‒ Москва, 1999.
Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945.Кр.спр.-М.:Республика,1995.
Советская Военная Энциклопедия. - М.:Воениздат, 1990