Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-испытатели
Петров Александр Петрович

Петров Александр Петрович

22.12.1952 - 22.06.2017

Герой Российской Федерации

Даты указов

21.02.2008

Медаль № 901

Петров Александр Петрович – лётчик-испытатель военной приёмки авиационного завода фирмы «ОКБ Сухого» в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, полковник.

Родился 22 декабря 1952 года в Липецке Воронежской (ныне – Липецкой) области в семье военного лётчика. Русский. С 1960 по 1970 год учился в средней школе №16 города Вольск Саратовской области, куда переехала семья после увольнения отца в запас из рядов Советской Армии.

В Военно-Воздушных силах СССР с 1970 года. В 1974 году с отличием окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, в 1980 году – Московский авиационный институт, в 1983 году – Центр подготовки и переучивания лётного состава ВВС.

Ещё в период учёбы в училище отличился мастерством пилотирования. Будучи курсантом третьего курса, при отказе оборудования истребителя МиГ сумел привести машину на аэродром и с третьей попытки посадил её. По этому поводу сразу после выпуска был распределён в отдельный испытательный авиационный полк. Затем служил в 8-м Государственном научно-исследовательском институте ВВС, в Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны в городе Ахтубинске Астраханской области.

С 1974 по 1982 год в этом авиационном полку проходил службу на должностях командира авиационного звена и заместителя командира авиаэскадрильи по политической части. Летал на самолётах Миг-21, МиГ-15, МиГ-17, оборудованных специальной аппаратурой для испытаний наземных комплексов ПВО и РВСН, выполнив при этом 760 испытательных полётов. Сопроводил более 150 радиоуправляемых самолётов-мишеней при выводе их в районы боевого применения для испытаний опытных средств поражения.

С 1983 по 1994 год прошёл путь от лётчика-испытателя до командира 1-й авиационной испытательной эскадрильи. В качестве ведущего лётчика-испытателя принимал участие в 78 различных испытаниях авиационной техники и вооружения, в том числе: в 6 государственных, 2 заводских (лётно-конструкторских), 8 научно-исследовательских, 41 специальном, 21 контрольном испытании. Освоил самолёты: Л-39, мишени М-17, М-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Ан-72р и их модификации. В двух испытательных полётах из-за отказов авиатехники был вынужден катапультироваться (в 1984 году из самолёта МиГ-23млдг из-за отказа топливной автоматики, в 1987 году из самолёта-мишени М-21м из-за отказа двигателя). Принимал участие в различных показах маневренных возможностей самолётов Су-25, МиГ-29, Су-27. В 1991 году в составе группы лётчиков-испытателей от 929-го ГЛИЦ выполнил перелёт на МиГ-29 из Ахтубинска в Малайзию, где выполнял демонстрационные полёты на международной выставке «ЛИМА-91».

С 1994 по 2001 год проходил службу в 4-м Центре боевого применения и переучивания лётного состава (город Липецк) в должности старшего лётчика-исследователя-начальника отдела боевого применения истребительной авиации. К 2001 году он был уже заместителем начальника исследовательского отдела Центра подготовки и переучивания лётного состава ВВС. В 1995 году принимал участие в совместных лётно-тактических учениях в Южно-Африканской Республике, где проводил воздушные бои на самолёте Су-27м (Су-35) против лётчиков ЮАР на самолётах «Мираж F-3» и все воздушные бои выиграл. Являясь инструктором по всем видам лётной подготовки, неоднократно помогал восстанавливать утраченные навыки лётного состава различных частей ВВС.

В марте 2000 года как один из наиболее подготовленных лётчиков ВВС обеспечивал перелёт президента Российской Федерации из Краснодара в Грозный и обратно, выполняя полёт на самолёте сопровождения Су-27уб и перевозя на своём борту аппаратуру спецсвязи.

17 мая 2001 года в ходе подготовки к показательным авиационным выступлениям при выполнении сложной фигуры высшего пилотажа в районе левобережной части Липецка пилотируемый полковником А.П.Петровым самолёт Су-27 потерял управление. Произошёл отказ двигателя, вызвавший возгорание электропроводки. Самолёт стал падать. Но опытный лётчик сумел отвести падающий на огромной скорости самолёт сначала от Липецка, а затем и от деревень Нарышкино и Васильевка, что на границе Липецкой и Тамбовской областей. И только после этого катапультировался практически на критической отметке – 600 метров до земли. На земле его быстро нашли спасатели из Липецка.

С 2001 года – вновь на лётно-испытательной работе, проходил службу в должности старшего лётчика-испытателя – заместителя начальника по лётно-испытательной работе 485-го Военного представительства Министерства обороны РФ на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина (КнААПО). Выполняет полёты на самолётах Су-17, Су-22, Су-27, Су-30, Су-33, Бе-103, выпускаемых на КнААПО. Выполнял регулярные перегоны самолётов Су-30мкк по контрактным поставкам в Китай. Выполняет приёмо-сдаточные испытания самолётов по Государственному оборонному заказу для российских ВВС и ВМФ. Освоил более 40 типов самолётов. За всё время лётной работы (1972-2009) имеет общий налёт более 4000 часов, выполнил более 5000 полётов, из них на испытания 2200 часов с налётом 2100 часов.

Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2008 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники и вооружения, полковнику Петрову Александру Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

С 2009 года полковник А.П. Петров – в запасе. Жил в Липецке.

Скончался 22 июня 2017 года. Похоронен в Липецке на городском кладбище.

Полковник (8.01.1991). Награждён орденом Мужества (06.11.2001), медалями, именным боевым оружием (23.10.1995).

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (11.09.1998). Лётчик-испытатель 1-го класса.

Биография дополнена В.С. Смирновым (г. Северодвинск)


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров