Герой Социалистического Труда
Искусство: Художники и скульпторы
Церетели Зураб Константинович

Церетели Зураб Константинович

04.01.1934 -

Герой Социалистического Труда

Даты указов

11.11.1990

Медаль № 21050

Орден Ленина № 460163

Церетели Зураб Константинович – председатель Союза дизайнеров Грузии, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР.

Родился 4 января 1934 года в городе Тифлис Грузинской ССР, ныне – Тбилиси, Грузия, в семье инженера-строителя Константина Георгиевича Церетели (1903-2002) и Тамары Семёновны Нижарадзе (1910-1991). Грузин. Заметное влияние на пытливого и восприимчивого ребёнка оказал дядя, брат его матери известный живописец Георгий Нижарадзе. В его доме, где юный З.К.Церетели провёл значительную часть своего времени, постоянно бывали крупнейшие деятель культуры, видные грузинские художники – Д.Н.Какабадзе, С.С.Кобуладзе и У.М.Джапаридзе. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.

В 1952-1958 годах учился на живописном факультете Тбилисской академии художеств, где его наставниками были У.М.Джапаридзе, И.А.Шарлемань и В.И.Шухаев. Главным полем творческих замыслов постоянно служила для З.К.Церетели станковая живопись – с плотными красочными фактурами, напоминающими фрагменты больших мозаик. Он получил широкую известность как автор декоративно-игровых скульптур в курортном комплексе в посёлке (ныне – городе) Пицунда (1967, Абхазия), – мажорные красочные эффекты объединились здесь с вольной игрой пластических форм в своеобразной синтетической «скульптоживописи». Оформлял также курортные комплексы в Гаграх, Сухуми и Боржоми. В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками П.Пикассо и М.З.Шагалом.

В 1967 году в Тбилиси прошла его первая персональная выставка. Одним из выдающихся достижений мастера конца 1970-х – начала 1980-х годов стало возрождение техники древней перегородчатой эмали. Оно стало возможным лишь благодаря упорной многолетней работе, бесконечным технологическим поискам. Это было подлинное творческое применение традиций. Возможности старинных эмалей, с их чёткими, выразительными контурами и переливчатым блеском З.К.Церетели использовал в современном монументальном искусстве. Были найдены способы придания нового масштаба композициям из эмали, они впервые в истории искусства стали средствами обогащения художественных образов архитектурной среды.

В 1970-1980 годах – главный художник Министерства иностранных дел СССР. В 1980 году был главным художником XXII летних Олимпийских игр в Москве. В 1983-1985 годах заведовал кафедрой монументально-декоративного искусства Тбилисской академии художеств. В 1987 году был избран председателем Союза дизайнеров Грузии, в 1990-1992 годах занимал должность академика-секретаря отделения дизайна Академии художеств СССР.

З.К.Церетели постоянно стремился к синтезу искусств и впоследствии, воплощая свои идеи в панно, мозаиках, витражах, эмалях, а также в скульптуре. Среди его произведений 1960-1980-х годов: оформление посольства СССР в Бразилии (1974) и гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве (1976-1980), монумент «Дружба навеки» в память Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией (1983), памятник Святой Нине в Тбилиси (1988).

Указом Президента СССР от 11 ноября 1990 года за большой личный вклад в развитие советского изобразительного искусства и плодотворную общественную деятельность Церетели Зурабу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Переселившись в 1989 году в Москву и получив статус полномочного посла (1991), всё чаще осуществлял свои проекты за рубежом. Монументальные работы художника находятся в России, Грузии, США, Испании, Франции, Италии и многих других странах мира. Среди самых известных работ мастера: композиции «Счастье детям всего мира» (Брокпорт, США, 1979), «Добро побеждает зло» (Нью-Йорк, 1990), «Рождение нового человека» (Севилья, Испания, 1995), памятники Николаю Гоголю (Рим, 2002), Николаю Чудотворцу (Бари, Италия, 2003), княгине Ольге (Псков, 2003), генералу Де Голлю (Москва, 2005), Ахмаду Кадырову (Грозный, 2005), Георгию Победоносцу (Тбилиси, 2006), Папе Римскому Иоанну Павлу II (Плоэрмель, Франция, 2006), Олегу Рязанскому (Рязань, 2007), Марине Цветаевой (Сен-Жиль Круа де Ви, Франция, 2012), Петру Столыпину (Октябрьский, Ульяновская область, 2012), Основателям Евросоюза (Мец, Франция, 2012), Апостолу Павлу (Верия, Греция, 2013).

Новые ансамбли, осуществлённые З.К.Церетели с впечатляющим организационным размахом, сыграли огромную роль в формировании облика «перестроечной» Москвы. Мемориал Победы на Поклонной горе (1995), памятник Петру I (1997; официальное название – Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»; самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире, 98 метров), скульптурное убранство Манежной площади (1997), вызвали бурные споры, но по-своему выразили неуёмный, динамически-авантюрный дух времени. Большинство этих проектов было реализовано в соавторстве с архитектором М.М.Посохиным. В 1999 году в российской столице открылся учреждённый им Музей современного искусства.

С 1994 года – вице-президент, с 1996 года ‒ исполняющий обязанности президента, с 1997 года – президент Российской академии художеств (РАХ).

Перед ним встали задачи преобразования РАХ в трудный для всей России переходный исторический период. РАХ, основанная по мысли Петра I, в соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны, насчитывала уже два с половиной века своей истории. На протяжении всего этого времени она обеспечивала проведение в жизнь государственной политики в области искусства: готовила мастеров всех творческих специальностей и сохраняла с ними контакт на протяжении всей их жизни, руководила исполнением крупных государственных заказов, заботилась обо всей системе художественного образования в России и о развитии науки об искусстве.

Под руководством З.К.Церетели велась работа по развитию академического художественного образования. Его система, идущая от начальной художественной школы, через лицейские курсы к вузовской подготовке и затем к совершенствованию в мастерских и аспирантуре РАХ – одна из величайших ценностей российской культуры.

Крупнейшим делом президента и всей РАХ было восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Трудно найти аналогию этому грандиозному предприятию в мировой художественной практике XX века. Для России возрождение храма Христа Спасителя означало переосмысление истории страны, искупление вины народа перед Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, передающих представление о развитии государства и нации. Несмотря на первоначальные сомнения в осуществимости столь грандиозного начинания оно завершилось несомненным успехом. Собор своей могучей структурой укрепил всю сердцевину города, установил утраченное соотношение кремлёвской зоны и разросшегося центра. Воссоздание художественного убранства храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач российского искусства. И она была с честью исполнена РАХ к 2000-летию Рождества Христова (1994-1999).

В 1998 году в Малом Манеже прошла первая персональная выставка З.К.Церетели в Москве – «Посвящается Инессе». В 2007 году состоялась персональная выставка художника в выставочных залах штаб-квартиры ЮНЕСКО (Париж). Персональные выставки прошли также в Брисбене (Австралия, 2007), Харбине (КНР, 2008), Пловдиве (Болгария, 2009), Нью-Йорке (США, 2010), Париже (Франция, 2010), Палермо и Риме (Италия, 2011).

С 1999 года – директор Московского музея современного искусства, с 2000 года – директор Галереи искусств Зураба Церетели, представляющей собой персональный музей художника вкупе с обширной экспозицией членов РАХ XVIII-XX веков. В 2003 году за особые заслуги З.К.Церетели перед Россией Президентом Российской Федерации В.В.Путиным ему было дано российское гражданство.

11 сентября 2006 года в США был открыт монумент «Слеза скорби» работы З.К.Церетели – дар россиян американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября 2001 года. 175-тонная бронзовая плита возвышается на берегу Гудзона напротив национального символа Америки – статуи Свободы и места, где стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра. В 2009 году в городе Баден-Баден (Германия) был установлен медный заяц ростом более трёх метров – увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже.

Редкое упорство и недюжинная жизненная сила ощущаются в монументах, скульптурных композициях, интерьерах, создаваемых мастером. Его произведения весомо входят в природное или архитектурное окружение, берут на себя ответственную роль ведущей художественной темы, выделяются яркостью красок, броскостью скульптурных форм, богатством силуэтной композиции, отчётливой декоративностью, чётким замыслом, использованием ассоциативного мышления, мифологии, народных преданий, традиций классического искусства.

Живописное и графическое наследие (более 5000 полотен) З.К.Церетели огромно. Никто не знает, даже сам художник, сколько картин он создал за свою жизнь. Они переполняют его просторные мастерские, украшают экспозиции многих музеев, галерей и частных собраний наших прославленных современников. Однако каждое полотно на счету. Создаётся впечатление, что мастеру нелегко расстаться хотя бы с одним из них. Он очень редко и только в совершенно исключительных случаях дарит свои станковые произведения и то лишь специально написанные для близких друзей.

З.К.Церетели – президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО (с 1992), посол Доброй воли ЮНЕСКО (с 1996), член Общественной палаты Российской Федерации (с 2006).

Награждён орденами Ленина (11.11.1990), Дружбы народов (14.11.1980), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 1-й (26.07.2010), 2-й (4.01.2006), 3-й (29.04.1996) и 4-й (20.02.2014) степени (полный кавалер ордена), Дружбы народов (1994), медалями, знаком отличия «За заслуги перед Москвой» (2004), а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом Габриелы Мистраль (2002, Чили), орденом Искусств и литературы (2005, Франция), орденом Почётного легиона (2010, Франция), орденом «За гражданские заслуги» (2012, Испания).

Народный художник Грузинской ССР (1978), народный художник СССР (28.03.1980), народный художник РФ (4.01.1994), член-корреспондент (1979) и действительный член (1988) Академии художеств СССР (с 1991 – Российская академия художеств), академик Грузинской академии наук (1996), Академии мировой элиты (1997), академик и вице-президент Российской академии информатики (1998), академик Академии художеств Киргизии (1998), Европейской академии наук и искусств (2009), член-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1998, Испания) и Академии изящных искусств Франции (2002), почётный профессор многих академий и университетов.

Лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии СССР (1970, 1982), Государственной премии РФ (1996), Государственной премии Грузии (2004), премии Пабло Пикассо (1994), Международной премии Мира Объединённого конвента деятелей культуры (2003, США), премии «Российский Национальный Олимп» (2003).

Награждён медалью Веремей (высшая награда города Париж) и «Большой бронзовой медалью города Париж» (1998, Франция), призом современного искусства «Международное признание» – «Золотая рука» (2000, Франция), Почётным Крестом «Комбатан волонтер» (2000, Ассоциация ветеранов французского Сопротивления), Золотой медалью имени Пабло Пикассо (2007, ЮНЕСКО), Золотой медалью Почёта (2010, Национальное общество искусств США).


 

Биографию подготовил: © Виталий Сергеевич Смирнов (город Северодвинск)