Перегудов Владимир Николаевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 6883
Орден Ленина № 312845
Перегудов Владимир Николаевич - главный конструктор Специального конструкторского бюро №143 (СКБ-143) Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению, город Ленинград.
Родился 28 июня 1902 года в селе Балаково Николаевского уезда Саратовской губернии, ныне город в Саратовской области. Из крестьян. Русский.
В годы Гражданской войны состоял в комсомольском отряде особого назначения, в его рядах боролся с бандами, затем был секретарем чрезвычайной следственной комиссии в Балакове.
С 3 июня 1921 года – в Рабоче-Крестьянском Красном флоте. Окончил курсы подготовки техников командного состава Балтийского флота в 1921 году, в 1926 году – Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Будучи курсантом, в 1924 году участвовал в первом дальнем походе советского флота - плавании из Кронштадта в Архангельск с визитами в норвежские порты.
После окончания училища, с сентября 1926 года - корабельный инженер на линкоре «Октябрьская революция» (Морские силы Балтийского моря, будущий Балтийский флот). С ноября 1926 года - инженер комиссии по наблюдению за постройкой кораблей в Ленинграде. В феврале 1927 года направлен на учёбу в академию.
В 1930 году окончил Военно-морскую академию РККФ. С февраля 1930 года - старший инженер 1-й дистанции аварийных доков в Кронштадте. С августа 1930 года – инженер секции подводного плавания Научно-технического комитета Управления Военно-морских сил РККА. В 1930-1931 годах находился в командировке в Италии. Был участником создания и испытаний подводных лодок различных проектов, включая большие и средние дизельные подводные лодки типов «Д», «Щ», «С», «К». В июле 1932 года В.Н.Перегудов назначен старшим инженером отдела проектирования подводных лодок в только что созданный Научно-исследовательский институт военного кораблестроения Управления ВМС РККА. В 1934 году он был временно откомандирован в специальное КБ, созданное при германской фирме «Дешимаг» для проектирования подводных лодок IX серии (типа «Н», впоследствии «С»). В мае 1935 года В.Н.Перегудов возвратился из Германии в НИИВК начальником секции, с апреля 1936 года – начальник отдела проектирования ПЛ.
Необоснованно репрессирован и арестован 11 ноября 1938 года, находился в тюрьме под предварительным следствием, освобождён 28 марта 1939 года «за отсутствием вины». Однако некоторые другие арестованные вместе с ним работники НИИВК были расстреляны.
Продолжил работу в НИИВК (с 1939 года - ЦНИИ-45). В январе 1941 года В.Н. Перегудов назначен начальником корпусного отдела в Центральном конструкторском бюро №18 (ныне ЦКБ «Рубин»). В 1943-1946 годах – главный конструктор средних дизель-электрических подводных лодок проекта 608.
В 1947 году возвратился в ЦНИИ-45 начальником научно-исследовательского отдела и отдела судовых движителей. Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613. Для ВМФ СССР и ряда других стран было построено 215 подводных лодок подобного проекта (самая крупная серия подводных лодок в СССР).
С апреля 1951 года – заместитель директора ЦНИИ-45 по научной работе (ныне ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова). В 1952 году В.Н. Перегудов назначен главным конструктором первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит» (проект 627). До апреля 1953 года за ним сохранялась должность заместителя директора ЦНИИ-45, однако затем он был освобождён от неё, чтобы полностью сосредоточиться на проектной работе.
Тогда, в апреле 1953 года, В.Н. Перегудов назначен начальником и главным конструктором специально созданного для создания атомных подводных лодок СКБ-143 (в 1966 году переименовано в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения, с 1991 года – в ЦКБ «Малахит»). Вплотную приступив к работе по проектированию атомной подводной лодки в 1953 году, В.Н. Перегудов добился высоких темпов работ. Уже 24 сентября 1955 года состоялась церемония закладки атомохода (ему присвоили номер К-3). В августе 1957 года АПЛ К-3 была спущена на воду, с июля 1958 года – приступила к ходовым испытаниям. Успешно пройдя их под непосредственным руководством главного конструктора, в январе 1959 года первая советская атомная подводная лодка К-3 была принята в состав Военно-Морского флота СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года («закрытым») за заслуги в деле создания специальной техники Перегудову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Кроме К-3, за годы работы в СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова велось проектирование первой отечественной АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (проект 645), первой отечественной АПЛ с крылатым самолетом-снарядом конструкции Ильюшина (проект 627А), первой отечественной АПЛ с баллистическими ракетами М.К.Янгеля (проект 639), первой малой скоростной автоматизированной титановой АПЛ (проект 705), многоцелевой атомной подводной лодки второго поколения (проект 671).
Годы напряженного труда не прошли даром. В.Н.Перегудов тяжело заболел и в 1958 году по болезни был освобождён от должности начальника СКБ-143. С 1960 года капитан 1 ранга-инженер В.Н. Перегудов - в запасе по болезни.
В 1960 году он ушел и с должности главного конструктора СКБ, но до 1965 года продолжал трудиться в нём ведущим конструктором. Конструктор читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии, в военно-морских училищах и в Ленинградском кораблестроительном институте.
Выполнил серию научных исследований движения подводных лодок в вертикальной плоскости, по устойчивости формы цилиндрических оболочек, проанализировал причины аварий некоторых подводных лодок и предложил способы их предотвращения. Автор раздела по конструкции корпуса «Справочника инженера-подводника».
Наиболее выдающееся детище конструктора намного пережило своего создателя. Первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была выведена из боевого состава советского ВМФ только в 1988 году. За годы службы она находилась 14 115 часов на ходу и прошла 128 443 мили. Атомоход К-3 стал головным в серии АПЛ улучшенного проекта 627А (всего флоту поставлено 12 единиц). Советский Союз получил мощное оружие ракетно-ядерного сдерживания любого агрессора, которое внесло очевидный вклад в недопущение войны между двумя противоборствующими лагерями.
Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С 1965 года - на пенсии. Умер 19 сентября 1967 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Капитан 1 ранга-инженер. Награждён 2 орденами Ленина (5.11.1946, 23.07.1959), 2 орденами Красного Знамени (3.11.1944, 26.02.1953), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (31.03.1944, 8.07.1945), орденом Красной Звезды (31.03.1944), медалями.
Почётный гражданин Балаковского муниципального образования (2009, посмертно). Его именем был назван танкер, ходивший по морям в 1970-1980-е годы. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 20 января 1998 года судну контроля физических полей Северного флота присвоено имя «Владимир Перегудов». В память о выдающемся конструкторе на здании СПМБМ «Малахит» в Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска (1994). Средней общеобразовательной школе № 7 города Балаково Саратовской области присвоено имя В. Н. Перегудова (2020).
Биографию подготовил:
Варганов Ю.В. Инженеры флота. Л., 1973.
Варганов Ю.В. Отчизны верные сыны. – Санкт-Петербург, 2007.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Доценко В.Д. Словарь биографический морской. ‒ Санкт-Петербург, 2000.
Малоизвестные создатели боевых кораблей. М., 1996.
Мелуа А.И. Инженеры Санкт-Петербурга. 3-е изд. Спб.; М., 2003.
Плисов Б.В. Их помнят корабли. Спб., 1992.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.
Фёдоров М.Р. Морской некрополь Петербурга. Спб., 2003.