Радченко Михаил Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 133
Орден Ленина № 16264
Радченко Михаил Иванович – паровозный машинист депо Гудермес Орджоникидзевской железной дороги, Чечено-Ингушская АССР.
Родился 14 декабря 1908 года в селе Марковка Харьковской губернии, ныне посёлок Марковского района Луганской Народной Республики, в крестьянской семье. Украинец. В 10 лет остался сиротой, пошел батрачить, пас свиней. Вскоре переехал со своей тетей на Ставрополье, жил в городе Георгиевск.
В 14 лет пошел работать на железную дорогу, рассыльным в депо Гудермес. Через год его определили учеником слесаря в цех ремонта, в сентябре 1925 года он получал уже зарплату слесаря, а через три года сдал экзамен на помощника машиниста. В мае 1931 года получил право управления локомотивом. В депо Гудермес Михаил Радченко стал кривоносовцем, водил поезда на большой скорости к Прохладной, Кизляру, Махачкале.
С началом Великой Отечественной войны стал водить воинские поезда и нефтемаршруты. Уже в 1941 году через Гудермес пошли поезда с эвакуированными из Донбасса. Когда летом 1942 года гитлеровцы снова ворвались на Северный Кавказ, через Грозный и Гудермес сплошным потоком к Баку пошли эшелоны с эвакуируемыми людьми, санитарные поезда, составы с оборудованием промышленных предприятий и т.д.
В августе 1942 года Михаил Радченко получил боевой приказ – вывести с разъезда Луковском состав с боеприпасами. Лини фронта продвигалась быстрее состава. Радченко с ходу на большой скорости проскочил Моздок, когда на станцию уже ворвались вражеские танки. Дальше двигался под огнем противника, но к счастью, ни один снаряд до железнодорожного полотна не долетел. На одном из разъездов путь все тки был разрушен снарядом. Радченко отказался взрывать эшелон не смотря на приближение фашистов, с помощью солдат под вражеским огнем отремонтировал восстановил поврежденный участок и продолжил движение. Литерный поезд был вывезен из зоны огня и вскоре прибыл в Гудермес.
В дальнейшем Радченко подвозил войска и боевую технику из Махачкалы для укрепления полосы обороны. К Кизляру он водил поезда для срочно строившейся железнодорожной линии у Астрахани. А когда линия была готова, повез к Волге цистерны с горючим. Поезда шли методом живой блокировки: чтобы машинист видел последний вагон впереди идущего состава. В Астрахани был сооружён на баржах наплавной мост. В Гудермес возвращались пассажирами, так как однопутная линия не могла обеспечить встречное движение.
После Сталинграда гитлеровцы начали отступать и от Терека. Радченко едва успевал подвозить подкрепления и боеприпасы наступающим войскам Красной Армии. В время Курской битвы подвозил цистерны с горючим до стыковой станции Орджоникидзевской и Северо-Кавказской железных дорог.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Радченко Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
До конца войны машинист Радченко трудился в своем депо по-фронтовому.
В первые послевоенные годы депо Гудермес перешло на тепловозную тягу, потребовались знания. Он окончил семь классов вечерней школы, техникум. Сперва водил поступившие по ленд-лизу американские тепловозы, затем отечественные. В 1947 году машинист паровоза 1-го класса М.И. Радченко принял тепловоз ТЭ-1 20-080, которым от Гудермеса по четырём направлениям водил грузовые и наливные составы. В 1963 году он ушёл на заслуженный отдых, но продолжал трудиться в родном депо.
Жил в городе Гудермесе. Скончался 20 марта 1975 года.
Награжден 2 орденами Ленина (05.11.1943; 1951), медалями, знаком «Почётному железнодорожнику».
В родном депо был установлен бюст Героя. Вышла книга Н.И. Русскова «Вперед - зелёный» о его жизненном пути.
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001