Трёшников Алексей Фёдорович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 4916
Орден Ленина № 115848
Трёшников Алексей Фёдорович – научный сотрудник Всесоюзного Арктического института Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР, город Ленинград.
Родился 1 (14) апреля 1914 года в селе Павловка Корсунского уезда Симбирской губернии (ныне в составе Жадовского городского поселения Барышского района Ульяновской области). Из крестьян. Русский. Трудился с детства, окончил 5 классов школы. Отличался тягой к знаниям, много занимался самообразованием. В 16 лет назначен заведующим сельской школой.
В 1934 году окончил рабфак при Ленинградском сельскохозяйственном институте. В 1939 году окончил геолого-почвенно-географический факультет Ленинградского университета. В период учебы занимался под руководством выдающегося океанографа и картографа Ю.М. Шокальского в области географии полярных стран. В 1938 году на мотоботе «Иван Папанин» проходил производственную практику и занимался гидрографическими промерами и измерениями течений в Карском море.
В 1939 году А.Ф.Трёшников распределен в Арктический институт Главсевморпути, где работал до 1981 года. Летом 1940 года на парусно-моторном боте «Темп» участвовал в исследованиях пролива Дмитрия Лаптева, отделяющего материк от Новосибирских островов, а осенью 1940 году остался зимовать на этих островах в составе исследовательской партии Арктического института. Плохо организованная зимовка едва не окончилась гибелью участников от голода, только благодаря мужеству Трёшникова, самостоятельно совершившего почти 100-километровый переход, удалось спасти зимовщиков. Осенью 1941 года зимовщиков удалось доставить на Большую Землю. В октябре 1941 года прибыл в эвакуацию в Красноярск, но вскоре убыл обратно на Север.
В годы Великой Отечественной войны с 1942 по 1944 годы занимался научно-оперативной работой в арктических морях, отвечал за обеспечение гидрометеорологической информацией кораблей Северного флота и караванов грузовых судов, следовавших в моря Карское и Лаптевых с востока. Трёшников плавал в ледовом патруле в Баренцевом и Карском морях, работал на Диксоне, участвовал в рискованных походах на гидрографическом судне «Мурманец» на спасение полярников со станций, обстреливаемых фашистскими подводными лодками и в проводке караванов по Северному морскому пути.
После Великой Отечественной войны СССР начал широкомасштабные планомерные исследования Центральной Арктики, в осуществлении которых большую роль сыграл А.Ф.Трёшников. В 1948-1949 годах он был океанологом и начальником отряда в составе воздушных высокоширотных экспедиций «Север-2» (1948) и «Север-4» (1949). Самолеты экспедиции выполняли комплексные наблюдения за природой и климатом Арктики, приземляясь с этой целью на острова и места, ни разу не посещавшиеся исследователями, а также на дрейфующие льды. Замечательным результатом работ отряда А.Ф.Трёшникова было открытие подводного хребта Ломоносова.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 6 декабря 1949 года за особо выдающиеся заслуги в деле изучения и освоения Арктики Трёшникову Алексею Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1950 году вновь возглавлял отряд в советской высокоширотной экспедиции «Север-5». В 1954-1955 годах А.Ф.Трёшников - начальник дрейфующей Станции «Северный полюс-3». В 1956-1958 годах он – начальник 2-й Советской антарктической экспедиции, зимовка которой производилась на антарктической станции Мирный. Оттуда на вездеходах, тракторах и самолетах Трёшников совершил несколько походов вглубь Антарктиды, организовал научные станции Комсомольская и Восток.
В 1961-1981 годах - директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. В этой должности А.Ф.Трёшников продолжал почти ежегодно летать или плавать в Арктику и Антарктику. В 1963-1964 годах он возглавил перелет самолетов Ил-18 из Москвы в Антарктиду, где участвовал в создании станции Молодёжная.
В 1967-1968 годах А.Ф.Трёшников - начальник 13-й Советской антарктической экспедиции на дизель-элетроходе «Обь». Экспедиция совершила кругосветное плавание в высоких широтах. На острове Кинг-Джордж (Ватерлоо), расположенном в группе Южных Шетландских островов, была открыта еще одна антарктическая научная станция - Беллинсгаузен. В мае 1973 года А.Ф.Трёшников в четвертый раз морем отправился в Антарктику - он возглавил работы по выводу из ледового плена дизель-электрохода «Обь», зажатого льдами в прибрежной зоне близ Антарктиды. После освобождения «Оби» А.Ф.Трёшников, находившийся на судне «Наварин», вылетел на вертолёте в условиях антарктической полярной ночи на станцию Молодёжная, где организовал полную эвакуацию невывезенных зимовщиков.
В 1976 году - начальник арктической экспедиции по программе «ПОЛЭКС-СЕВЕР» (Полярный эксперимент - Север) на судне «Профессор Визе». Всего выдающийся полярный исследователь участвовал или возглавлял 22 научные экспедиции в Арктику и Антарктику.
С 1981 года А.Ф.Трёшников – профессор и заведующий кафедрой океанологии Ленинградского государственного университета. В 1986 году он совершил последнюю экспедицию на дрейфующую станцию «Северный полюс-28». В годы работы на кафедре им была разработана комплексная программа по изучению крупномасштабного взаимодействия океана и атмосферы в Северном Ледовитом и Южном Ледовитом океанах. Одновременно с 1982 года - директор Института озероведения АН СССР. В 1980-е годы много внимания уделял вопросам охраны окружающей среды, рационального освоения и использования природных ресурсов Земли. Он неоднократно выступал по проблемам экологии Ладожского озера, Невской губы Балтийского моря, других водоемов страны.
С 1964 года - вице-президент, в 1977-1991 годах - Президент Географического общества СССР. Академик Академии наук СССР с 1981 года (член-корреспондент с 1976).
А.Ф.Трёшников - участник создания «Атласа Антарктики» (1966-1969), первого в мире уникального двухтомного комплексного научного издания, исключительно высоко ценящегося в научном мире по сей день за точность и полноту информации. За работу над этим атласом удостоен Государственной премии СССР 1971 года. Главный редактор «Атласа Арктики» (1985) и «Географического энциклопедического словаря» (1988-1989).
Автор многих научных трудов и публикаций, а также популярных книг «История открытия и исследования Антарктиды» (1963), «Вокруг Антарктиды» (1970), «Зимой в Южном океане» (1973), «Антарктика: исследования, открытия» (1980), «Мои полярные путешествия» (1986). Его книги неоднократно издавались в США, Франции, Испании, Польше, Румынии, Болгарии, Японии.
Доктор географических наук (1963), профессор (1967). Лауреат почетных научных наград: Золотой медали имени Литке и Большой золотой медали Географического общества СССР. Имя А.Ф.Трёшникова по праву стоит в одном ряду с именами таких видных полярных исследователей как Иван Папанин, Евгений Фёдоров, Ричард Бёрд, Михаил Сомов. Его личное мужество и организаторские способности получили признание во всем мире. В России имя А.Ф.Трёшникова давно стало легендой среди исследователей Арктики и Антарктики.
Умер 18 ноября 1991 года. Похоронен на кладбище посёлка Комарово Курортного района Санкт-Петербурга.
Награждён 4 орденами Ленина (06.12.1949; 29.08.1955; 23.06.1961, ...), орденами Октябрьской Революции (16.05.1974), Трудового Красного Знамени (08.04.1981), «Знак Почёта» (2.12.1945), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (24.05.1951).
Имя А.Ф.Трёшникова присвоено малой планете №3339, открытой в 1978 году, а также заливу в Море Дейвиса у берегов Антарктиды в 1998 году. В марте 2011 года в городе Санкт-Петербурге было спущено на воду, построенное на Адмиралтейских верфях научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников».
Биографию подготовил: