Трашутин Иван Яковлевич
Дважды Герой Социалистического Труда
Дважды Герой Социалистического Труда
Медаль № 11605
Орден Ленина № 351989
Медаль № 118
Орден Ленина № 423696
Трашутин Иван Яковлевич - главный конструктор по моторостроению Специального конструкторского бюро №75 Челябинского тракторного завода Министерства оборонной промышленности СССР; главный конструктор по моторостроению Специального конструкторского бюро №75 производственного объединения «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина» Министерства оборонной промышленности СССР, инженер-полковник.
Родился 5 (18) января 1906 года в заводском посёлке Горловка Екатеринославской губернии (ныне город Донецкой области Украины). Семья жила в крайней бедности. из семи детей выжили только двое. С 1914 года семья жила в Харькове, где отец стал работать в литейном цехе Харьковского паровозостроительного завода. Окончил три класса церковно-приходской школы.
Весной 1918 года отец ушел добровольцем в Красную Армию. Двенадцатилетний ребенок вынужден был устроиться на отцовский завод, работал рассыльным подручным слесаря, слесарем на сборке дизелей.
С 1920 года - в комсомоле. Активного и инициативного парня вскоре избрали членом Харьковского городского комитета комсомола. С 1922 года учился на рабфаке. С 1925 года - член ВКП(б) и студент механического факультета Харьковского технологического института.
В декабре 1933 года назначен старшим инженером-конструктором дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода, где активно включился в работы по доводке и освоению серийного производства первого советского танкового двигателя БД-2 (позднее переименован в В-2), сосредоточившись на наиболее проблемных вопросах - на совершенствовании конструкции на надежность, на доработке узлов мотора, на разработке технологии его производства. С февраля 1937 года - помощник начальника отдела опытных работ на том же заводе. Во многом благодаря его самоотверженной работе в 1938 году состоялись первые, а в 1939 году - повторные государственные испытания двигателя В-2. Двигатель стали устанавливать на легких танках.
25 мая 1938 года И.Я. Трашутин был арестован органами НКВД СССР по стандартным обвинениям во вредительстве и в шпионаже (аукнулась командировка за рубеж). Однако ему повезло - после назначения в ноябре 1938 года Народным комиссаром внутренних дел СССР Л.П. Берия некоторая часть дел была пересмотрена, в том числе и дело подследственного Трашутина. 2 февраля 1939 года его освободили с восстановлением на работе.
Практически сразу он получил самостоятельное и крайне ответственное назначение - главным конструктором специального конструкторского бюро Государственного дизельного завода № 75 в Харькове, направлением которого было налаживание массового производства двигателя В-2. Решая эту задачу, Трашутин также работал совместно с главным конструктором завода М.И. Кошкиным над созданием танка А-32, полностью решая все вопросы, связанные с двигателем танка. Результатом стало рождение легендарного танка Т-34, на котором установили модернизированный вариант двигателя В2-34 мощностью в 500 л.с. Выполнил Трашутин и вторую модернизацию - двигатель В2-К для тяжелого танка КВ-2 (мощность - 640 л.с.). Вся работа велась в крайне сжатые сроки - уже в 1940 году оба танка и обе модификации двигателей были запущены в массовое производство.
В декабре 1940 года Иван Яковлевич Трашутин назначен заместителем главного конструктора Конструкторского бюро по серийному производству завода № 75. На этой должности он сконструировал двигатель В2-СН с наддувом.
В начале Великой Отечественной войны по постановлению Государственного Комитета Обороны завод № 75 был эвакуирован их Харькова в Челябинск. Трашутин покинул Харьков с последним эшелоном, едва не погибнув при одной из бомбёжек - бомба попала в дом, где он находился. Через несколько часов Трашутина откопали из-под развалин без сознания.
В Челябинске на базе Харьковского, Кировского и местного тракторного заводов был создан мощный танкостроительный комбинат - Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), ставший известный во всём мире под названием Танкоград. С октября 1941 года И.Я. Трашутин - главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро № 75, которое ему довелось возглавлять следующие 40 лет жизни. Первой задачей стало развёртывание эвакуированных производств и скорейшее начало производства двигателей. Её решили в немыслимо короткие сроки - через 35 дней с момента прибытия на Урал первого эшелона из Харькова был собран первый дизель.
В годы войны под руководством Трашутина СКБ № 75 решило целый ряд важнейших задач. Во-первых, дизельный двигатель В2-34 непрерывно улучшался под все модицикации танка Т-34, значительно увеличена его мощность и надёжность (внесено более 750 крупных изменений в конструкцию двигателя, его гарантийный срок повысился на 33%). Во-вторых, в 1943 году был создан новый двигатель В2-ИС для тяжелого танка ИС-2, он отличался улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью. В третьих, в 1944 году создан новый дизельный двигатель В11-ИС3 для тяжелого танка ИС-3. В четвёртых, созданы двигатели под иные образцы боевой техники.
За годы войны неоднократно выезжал в действующую армию, чтобы на месте изучать опыт танковых боев, вскрывать слабые места созданных им двигателей и вырабатывать конструкторские решения для их устранения. Также написал учебное пособие "Рекомендации по эксплуатации двигателя В-2 и его модификаций", которое всю войну печаталось массовыми тиражами и рассылалось в части действующей армии, учебные полки и танковые училища.
30 апреля 1945 года за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкции танковых дизелей СКБ по дизелям № 73 награждено орденом Ленина.
В послевоенный период под руководством И.Я. Трашутина создан двигатель КДМ-46 (Кировский дизельный мотор, 1946 г.) для трактора С-80 (Сталинец-80). Дизель В-2 был приспособлен для самых разнообразных нужд народного хозяйства, в том числе для рыболовецких судов, нефтебуровых установок, стационарных и передвижных электростанций, земснарядов, другой техники. Дизели Трашутина выпускались не только в СССР, но и в зарубежных странах, где они изготавливались по лицензии. Большой удачей конструктора стал двигатель В-404С для антарктического снегохода "Харьковчанка" (машина, которая работала в условиях разреженного воздуха, сверхнизких температур), ставший родоначальником целого семейства двигателей для работающей в холодных условиях техники. Впервые в стране был создан двигатель В-748 для дизель-электрического трактора ДЭТ-250 (это было одно из самых неординарных решений конструктора, изобиловавшее новаторскими и смелыми находками). Этот двигатель стал основным для отечественных дизель-электрических тракторов.
Оcновным направлением работы главного конструктора Трашутина оставалось создание и внедрение в производство новых образцов специальных дизелей для боевой техники: дизеля В-12 и его модификаций (эти двигатели считаются лучшими в мире танковых двигателей как по абсолютным, так и по удельным показателям), двигателя В-54 и его модификаций, форсированного В-55 и его модификаций (этот двигатель на долгие годы стал базовым для бронетанковой и другой специальной техники страны) и др.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 19 февраля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии отечественного моторостроения Трашутину Ивану Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
В 1960-х годах КБ Трашутина приступило к созданию первого в СССР турбопоршневого дизеля. Итогом стало рождение двигателя В-46 для танков Т-72 и последующих поколений боевых машин.
Всего при участии и под руководством Трашутина создано 87 только основных типов двигателей для военной техники, в том числе для легких, средних, тяжелых танков, артиллерийских тягачей, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортеров, плавающих танков и бронемашин, гусеничных и колесных шасси под ракетные комплексы, паромно-мостовые машины, специальные артиллерийские и ракетные шасси, самоходные орудия. А кроме того, в народном хозяйстве на двигателях Трашутина работали и продолжают работать самоходные подъемные краны, гусеничные экскаваторы, вездеходы, транспортные путеукладчики, котлованные машины, многие типы тракторов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 19 января 1976 года за выдающиеся заслуги в развитии отечественного моторостроения Трашутин Иван Яковлевич награждён второй золотой медалью "Серп и Молот" с вручением ордена Ленина.
В 1981 году вышел на пенсию по состоянию здоровья, оставив в Челябинске мощное конструкторское бюро и созданную им школу двигателестроителей. Жил в городе Ленинграде. Скончался 6 марта 1986 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Лауреат Сталинской премии (1946), Государственной премии СССР (1974).
Инженер-полковник (21.01.1945). Награждён 4 орденами Ленина (19.09.1941; 30.04.1945; 19.02.1966; 19.01.1976), орденом Красной Звезды (05.06.1942), медалями.
Почетный гражданин Челябинска (19.09.1978). В Тракторозаводском районе Челябинска в 1983 году установлен бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда И.Я. Трашутина. В Челябинске на фасаде «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и на доме, в котором он жил, установлены мемориальные доски.
Биографию подготовил:
Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Биографическая энциклопедия. 2010.
Машиностроители России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2010.