Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Шеин Пётр Максимович

Шеин Пётр Максимович

04.09.1901 - 11.11.1987

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 108

Орден Ленина № 16218

Шеин Пётр Максимович – командир 84-го железнодорожного батальона 27-й железнодорожной бригады, подполковник.

Родился 4 сентября 1901 года в посёлке Баланда Аткарского уезда Саратовской губернии, ныне – город Калининск Саратовской области, в семье рабочего-стеклодува. Русский. В семье было одиннадцать детей. Со временем вся семья перебралась в город Одесса Херсонской губернии (ныне – Украина), где отец трудился на стекольном заводе, а Пётр стал учеником слесаря в Одесских железнодорожных мастерских.

Участник Гражданской войны. В 1921 году добровольцем вступил в Красную Армию. Участвуя в разгроме петлюровских и белогвардейских банд на Украине, штурмовал Перекоп. Был трижды ранен. Вернувшись домой, продолжил свою трудовую деятельность в паровозном депо Вознесенск близ Одессы кочегаром, помощником машиниста, а потом и машинистом.

С 1932 года – в железнодорожных войсках, стал командиром.

С первых дней Отечественной войны участвовал в боях, на Западном фронте был серьёзно контужен, но остался в строю. Затем воевал на Сталинградском направлении. После гибели майора Жандарова принял командование 84-й железнодорожным батальоном с котором прошёл до конца войны. С первого до победного дня со своим батальоном участвовал в Сталинградской битве.

Летом 1942 года батальон Шеина вёл заградительные работы на участке Паныпино – Котлубань – Сарепта. На станции Сарепта после очередного налёта начался большой пожар, пламя было видно на за пятнадцать километров. Среди других эшелонов горели составы с авиабомбами и с горючим. На станцию был брошен 84-й батальон. Всю ночь бойцы работали в дыму, пламени, среди взрывов снарядов и бомб, спасали ценное военное имущество. Наутро движение поездов через Сарепту возобновилось.

В сентябре 1942 года Сталинградский железнодорожный узел перестал действовать. Железнодорожные части снимались с технического прикрытия порученных объектов и становился на рубежи обороны. 84-й железнодорожный батальон был направлен в распоряжение начальника Сталинградского гарнизона командира 10-й дивизии НКВД полковника А. Сараева для использования в обороне города.

Батальон был довооружён противотанковыми ружьями, станковыми и ручными пулемётами, гранатами, бутылками с горючей смесью. Выполнив замену видавших виды винтовок на автоматы, занял оборону в центре Сталинграда на опорных пунктах у площади Павших Борцов Революции, у Астраханского городского моста и у желез­нодорожного моста через реку Царица и Госэлеватора. Бойцы-железнодорожники упорно обороняли порученный им участок, пока в середине сентября их не сменили подразделения дивизии А. И. Родимцева.

Батальон Шеина получил новую боевую задачу: оборонять три песчаных острова – Голодный, Сартинский и Купоросный. Враг мог использовать их как опорные пункты для окружения с Волги защитников Сталинграда. Гитлеровцы против защитников этих островов стали использовать пикирующие бомбардировщики с завывающими сиренами, засылали диверсантов. Но бдительность бойцов батальона не уступала их мужеству и стойкости. Командование объявило благодарность всему личному составу батальона железнодорожников. Позднее все бойцы батальона были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

Ещё шли бои по уничтожению окружённого противника, а батальон Шеина сняли с островов и после небольшого отдыха направили на восстановление железнодорожного участка Морозовская – Тацинская. Нужно было срочно восстанавливать разрушенные врагом железнодорожные пути на Донбасс, где вели наступление войска Юго-Западного фронта. С каждым часом расширяя полосу прорыва, наши войска занимали одну железнодорожную станцию за другой. Воины 84-го железнодорожного батальона вернулись к своему прямому делу.

Весной 1943 года батальон получил задачу восстановить Купянский узел и участок от Купянска на Чугуев. Линия Балашов – Поворино – Лиски – Валуйки – Купянск сыграла важнейшую роль в снабжении наших войск в ходе подготовки и проведения Курской битвы. Командования Степного фронта представило Петра Максимовича Шеина к награждению орденом Красного Знамени.

После освобождения Орла и Белгорода бойцы подполковника Шеина вслед за наступающими войсками возрождали железнодорожный путь к Днепру, а потом и на Правобережной Украине.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени подполковнику Шеину Петру Максимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В декабре 1943 года в Кремле ему были вручены высокие награды родины, а в Наркомате путей сообщения СССР – знак «Почётному железнодорожнику».

Осенью 1944 года отважного офицера направили на курсы усовершенствования при Ленинградской военно-транспортной академии. В свой батальон он вернулся весной 1945 года и вместе с боевыми друзьями встретил День Победы.

После войны железнодорожный батальон Шеина был направлен на Урал, где вёл реконструкцию и капитальное восстановление железнодорожных путей близ Свердловска и Челябинска, а потом и на Омской железной дороге. Но сказались последствия тяжёлой контузии, полученной в начале войны, и в 1952 году полковник Шеин был демобилизован с должности заместителя командира железнодорожной бригады.

Вернулся в Одессу. Работал на железной дороге, вёл большую общественную работу по организации и улучшению деятельности групп народного контроля на транспорте. Более активной его деятельности препятствовали прогрессирующая глаукома, начавшиеся перебои сердца и усиливающиеся головные боли. Скончался 11 января 1987 года.

Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (05.11.1944) степеней, медалями.


Огорчает, что часто встречаются ошибки в написании фамилии Героя. Во всех военных документах и в Указе – Шеин. Но в разных публикациях можно встретить и Штейн, и Шейн.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985

Карпов В.В. Генералиссимус: в 2 кн. - Калининград: "Янтарный сказ", 2002

Подводная археология   Т