Цюрупа Иван Иосифович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 159
Орден Ленина № 16311
Цюрупа Иван Иосифович – начальник мостоотряда №5 Народного комиссариата путей сообщения СССР.
Родился 29 августа 1905 года на станции Сенча Лохвицкого уезда Полтавской губернии, ныне – Миргородского района Полтавской области Украины, в крестьянской семье. Украинец. Вскоре родители с пятью детьми переехали в город Николаев. Здесь Иван пошёл в школу, но долго учиться не пришлось. Во время Гражданской войны семья вернулась в родную Сенчу. Подросток стал батрачить, а в 14 лет трудиться водоносом на свекольных плантациях.
В 16 лет перешел работать на железную дорогу. Работал нагревальщиком, потом слесарем Головного ремонтного поезда Народного комиссариата путей сообщения (Горем-44 НКПС) Южной железной дороги. В 1924–1928 годах трудился разнорабочим, а потом слесарем, кочегаром и помощником машиниста паровозного депо станции Николаев, куда после войны переехали родители.
В 1927 году как активный член Николаевского горкома комсомола и дорожного комитета Екатерининской магистрали, был направлен на учёбу на рабфак ВСНХ имени Тимирязева. После успешного окончания рабфака стал студентом Московского института инженеров транспорта, факультет «Мосты», который окончил летом 1935 года.
Молодой специалист был распределён в мостоотряд. Но кабинетная работа оказалась молодому специалисту не по душе, и по собственной просьбе он был назначен начальником строительства моста через реку Риони в Аджарии. По указанию наркома строительство Рионского моста велось с освоением новых методов, в один (вместо двух-трёх) строительный сезон. Цюрупа много внимания уделял опорам моста, сборке ферм, а также сооружению подходов под железнодорожное полотно и съездов автогужевого транспорта. Волна доносов и репрессий тех лет едва не коснулась и Цюрупы. Арестованный механик сумел передать на волю свою белую сорочку, на которой кровью написал Цюрупе: «Езжай в Москву, к Вышинскому, меня заставляют сказать, что ты – враг народа». Его жена, работавшая преподавателем в Военной академии, смогла встретиться с Генеральным прокурором, и опасность ареста миновала. Да и стройка моста закончилась. По окончании строительства Цюрупа вернулся в Москву.
В августе 1938 года он был назначен начальником строительства мостов на линии Акмолинск – Карталы в Казахстане. За успешное выполнение работ и освоение новой техники в мостостроении был награждён знаком «Почётному железнодорожнику».
Перед войной в системе Наркомата путей сообщения начали создаваться специальные подвижные формирования – мостопоезда. Цюрупа был назначен начальником Мостопоезда №5. В феврале 1941 года мостопоезду поручили строить мост через Днестровское гирло у станции Бугаз на участке Николаев – Измаил. На первом этапе было решено создать паромную переправу и параллельно возводить опоры для капитального моста. За неделю до начала войны паромная переправа была открыта. Две баржи железнодорожного парка перевозили по восемь вагонов или по три паровоза.
Умелым и бесстрашным руководителем показал себя в эти первые недели войны И. И. Цюрупа. В первый день войны, 22 июня 1941 года, переправа оказалась под бомбёжкой и пулемётно-пушечным обстрелом вражеских самолётов. Несмотря на это, поток поездов возрастал: на запад везли войска и воинские грузы, на восток – жителей Измаильской области и эвакогрузы. Мостовики дополнительно построили и автогужевую переправу. В конце июля переправа пропустила последние полевые и пограничные войска, а также 28 паровозов и 400 вагонов. Минёры железнодорожных войск провели заграждения на участке Арцыз – Бугаз, а ночью 29 июля уничтожили переправу.
Мостопоезд со всем имуществом был передислоцирован в направлении Одесса – Днепропетровск – Ростов-на-Дону. Когда осенью 1941 года гитлеровцам удалось захватить Ростов-на-Дону, Северо-Кавказская, Орджоникидзевская и Закавказская магистрали оказались отрезанными от центра. Для соединения новой железнодорожной линии Кизляр – Астрахань с Заволжской частью Рязано-Уральской железной дороги с Северным Кавказом и Закавказьем было принято решение о срочном сооружении мостового перехода через Волгу у Астрахани. Эта задача возлагалась на вновь созданное Управление строительства №115, в его состав вошёл и мостопоезд, который возглавлял И. И. Цюрупа.
Условия сооружения моста были сложными: глубина реки – до 16 метров, общая высота опор – до 33 метров, интенсивное движение судов, частые налёты вражеской авиации. Исключительно сложной была работа по перевозке двенадцати пролётных строений с мостов реки Балда и по подъёму и установке их на опоры. Её осуществляли инженеры и рабочие мостопоезда под руководством И. И. Цюрупы. Самоотверженная работа мостостроителей позволила построить новый мостовой переход за восемь месяцев. Созданный в дни войны в труднейших условиях, мост явился выдающимся достижением советского мостостроения.
Замнаркома И. Д. Гоциридзе 6 июня 1944 года в газете «Правда» писал, что для выполнения этой ответственной и технически сложной задачи потребовалось забить 3,5 тысячи свай, изготовить 1,3 тысчяи тонн металлоконструкций, переработать 3,2 тысячи кубических метров лесоматериалов, проделать сложные монтажные работы, связанные с подъёмом и перевозкой по воде 12 ферм длиной от 45 до 110 метров. В июне 1943 года приказом НКПС мостопоезд был преобразован в мостоотряд №5, а в октябре того же года И. И. Цюрупа был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
После завершения Сталинградской битвы и наступления советских войск на запад мостоотряд №5 И.И. Цюрупы в составе Управления военно-восстановительных работ №20 (УВВР-20) восстанавливал мосты на магистрали Гудермес – Прохладная – Армавир – Тихорецкая, освобождённых территориях Предкавказья, в Донбассе.
В октябре 1943 года мостоотряд №5 был направлен на восстановление моста через Днепр в районе Днепропетровска. И.И. Цюрупа был назначен главным инженером строительства. Здесь узнал о присвоении высокого звания.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Цюрупе Ивану Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В ходе восстановительных работ с целью открытия движения поездов через Днепр мостовики впервые в практике решили вести восстановление моста в два этапа. На первом – параллельно с временным мостом наводили наплавной мост, подходы к нему сооружал мостоотряд И. И. Цюрупы. В ноябре мост был открыт и за месяц работы по нему было пропущено в сторону фронта 12 266 вагонов и из Днепропетровска – 8271 вагон.
В начале декабря вступил в строй временный высоководный мост, который возводили параллельно с постройкой наплавного моста. Для его сооружения в зимних условиях было забито 1088 свай, из них более 70 процентов – на плаву, изготовлено и установлено 192 рамы массой около четырёх тонн каждая, смонтировано 33 пролётных строения массой по 20–25 тонн, построены эстакады на обоих берегах. Несмотря на ежедневные бомбёжки гитлеровской авиации и потери личного состава (31 человек был убит и около 100 ранено), 9 декабря 1943 года (на сутки раньше установленного срока) по мосту пошли поезда к фронту.
За самоотверженный труд и проявленный на строительстве переправы героизм 191 человек был отмечен правительственными наградами. Всем мостовикам была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего. Только после завершения стройки И.И. Цюрупа выехал в Москву, где в Кремле ему вручили высокие награды Родины.
Весной 1944 года мостоотряд И. И. Цюрупы был направлен на строительство мостового перехода через Керченский пролив и включён в состав УВВР-12. Здесь начальник мостоотряда, как и на Днепре, одновременно исполнял обязанности главного инженера. После разминирования к 1 июля 1944 года всей трассы мостовики начали забивку вертикальных свай промежуточных опор, опор раздвижной части, постройку эстакады и дамбы, монтаж пролётных строений и 123 ледорезов. Первый поезд по мосту от станции Крым до станции Кавказ прошёл 3 ноября 1944 года. За пять месяцев мостовики забили 2 тысячи деревянных и 2341 металлическую сваю, изготовили и установили около 15 тысяч тонн металлических конструкций опор и пролётных строений, уложили 5 тысяч кубометров бетона, отсыпали 35 тысяч кубометров каменных дамб, уложили 69 километров главных и станционных путей и т. п.
В декабре большинство работ пришлось прекратить из-за непрекращающихся штормов. В сложной обстановке строители продолжали бетонировать ростверки опор, забивку наклонных свай. Начали сооружение ледорезов, но успели сделать только пять. После 11 февраля 1945 года, когда окончилась Крымская конференция руководителей трёх держав, из Крыма на Кавказ по мосту проехал особо охраняемый поезд. А 18 февраля из Азовского моря стали надвигаться ледовые поля, под напором льда было разрушено 15 пролётов. Вместо разрушенного моста пришлось сооружать паромную переправу.
После войны И. И. Цюрупа вернулся в Одессу, где руководил Мостостроем-3. По его руководством мостостроевцы сооружали мосты через Днепровский лиман и через Южный Буг у Николаева. В 1948 году был избран депутатом Одесского городского Совета депутатов трудящихся. В 1950–1952 годах работал в Ростов-на-Дону на строительстве капитальных мостов вместо временных. Вернувшись в Одессу продолжал руководить Мостостроем-3 до его расформирования. С 1958 года и до последнего дня жизни возглавлял лабораторию ЦНИИС Минтрансстроя. Скончался 25 апреля 1972 года. Похоронен в Одессе.
Награждён 2 орденами Ленина (05.11.1943; 23.03.1951), орденом Отечественной войны 1-й степени (13.09.1943), медалями; 2 знаками «Почётному железнодорожнику».
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001