Дегтярёв Михаил Николаевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 172
Орден Ленина № 16334
Дегтярёв Михаил Николаевич - командир взвода 15-й отдельного железнодорожного батальона 29-й железнодорожной бригады, старший сержант.
Родился 2 (15) августа 1915 года в селе Хреновое ныне Бобровского района Воронежской области, в семье крестьянина. Русский. После окончания семилетки работал в колхозе.
Летом 1940 года был призван в ряды Красной Армии и направлен в железнодорожные войска. Службу проходил в 15-м отдельном железнодорожный батальон 29-й железнодорожной бригады. Окончил школу младших командиров, по возвращению в батальон был назначен помощником командира взвода.
Участник Великой Отечественной войны с первых дней. В июле 1941 года в составе батальона выполнял заградительные работы на железнодорожном участке, ведущем к Тирасполю (Молдавия). Воины-железнодорожники взорвали мост через Днестр. Младший сержант Дегтярёв возглавил команду, которая с помощью специального приспособления, прицепляемого к паровозу и называемого «червяком», разрушала железнодорожный путь. Под огнем противника, будучи раненым, превозмогая боль, он вместе с пятью бойцами продолжал выполнять боевую задачу, пока не выполнил приказ.
Вместе со своими боевыми товарищами Дегтярёв ходил в атаку под Ивановкой, что за Веселым Кутом, взрывал железнодорожные пути в отрезанном Мелитополе, спасал горящие вагоны с боеприпасами в Летучино, когда вокруг станции разгорался бой и у артиллеристов уже не хватало снарядов. Под Армавиром взвод Дегтярёва прикрывал отход батальона. В бою он был снова ранен, но выполнил боевую задачу до конца.
Вместе с личным составом бригады прошел дорогами Кавказского, Северо-Кавказского, Южного и 3-го Украинского фронтов. На всех участках своей боевой и трудовой деятельности Дегтярёв показывал образец мужества и отваги в самых сложных ситуациях, вдохновлял подчиненных и сослуживцев на решение поставленных задач. Член КПСС с 1942 года.
С переходом наших войск к наступательным действиям, перед воинам-железнодорожниками встали новые задачи - восстановление путей в прифронтовой полосе, обеспечение подвоза боеприпасов и военной техники на передовую. Дегтярёв шел со своими бойцами снова по тем же местам, которые когда-то оставлял, взрывая за собой железнодорожные пути и мосты, был награжден медалью «За боевые заслуги».
Взвод Дегтярёва отличали высокие темпы восстановительных работ. Командир внимательно изучал опыт передовых восстановителей, сам овладевал передовыми приемами работы, затем обучал подчиненных. Так он научил методу рубки рельсов с трех ударов, разработанный воином-железнодорожником Анниковым. Вместо восьмидесяти рубок за смену путейцы стали выполнять по семьсот восемьсот.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Дегтярёву Михаилу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Свой последний километр пути к Победе капитан Дегтярёв проложил в поверженном Берлине. После войны продолжал службу в железнодорожных войсках. После увольнения в запас жил в городе Воронеже. Скончался 8 декабря 1978 года.
Награжден орденом Ленина, медалями.
В городе Бобров Воронежской области установлен бюст.
Биографию подготовил:
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985