Марютин Пётр Матвеевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 602
Орден Ленина № 9498
Марютин Пётр Матвеевич – заместитель командира авиаэскадрильи 288-го штурмового авиационного полка (57-я смешанная авиационная дивизия, 11-я армия, Северо-Западный фронт), старший лейтенант.
Родился 8 декабря 1920 года в селе Бытошь Дятьковской волости Брянского уезда Брянской губернии (ныне посёлок Дятьковского района Брянской области). Русский. В 1938 году окончил 10 классов школы в посёлке Бытошь.
В армии с декабря 1938 года. В 1940 году окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком ближнебомбардировочного авиаполка.
Участник Великой Отечественной войны: в августе 1941 – январе 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи и штурман 288-го (с ноября 1942 – 33-го гвардейского) штурмового авиационного полка (Северо-Западный фронт). Участвовал в боях в районе Старой Руссы и Демянских операциях. 2 октября 1941 года был тяжело ранен в голову и до января 1942 года находился в госпитале.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года старшему лейтенанту Марютину Петру Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
В январе 1943 – сентябре 1944 – лётчик-инспектор штурмовой авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии. Участвовал в Белгородско-Харьковской, Минской и Ясско-Кишинёвской операциях, освобождении Польши.
Всего за время войны совершил 126 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника.
В 1948 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1948-1957 – старший лётчик-инспектор Управления военно-учебных заведений ВВС.
В 1957-1958 годах обучался в особой группе при Военно-дипломатической академии. В сентябре 1958 – марте 1960 – военно-воздушный атташе при посольстве СССР в Италии, в 1960-1973 – помощник начальника штаба Дальней авиации по командному пункту и управлению полётами. С июля 1973 года полковник П.М.Марютин – в запасе.
В 1975-1977 – начальник отдела хозяйственного управления Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, в 1977-1983 – начальник отдела 1-го Московского медицинского института.
Жил в Москве. Умер 23 мая 1992 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Полковник (1951), военный лётчик 2-го класса (1953). Награждён орденами Ленина (21.07.1942), Красного Знамени (27.11.1941), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (13.01.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (19.11.1951), другими медалями.
Почётный гражданин города Старая Русса (1969, Новгородская область).
Примечание: Награждён за выполнение 53 боевых вылетов (на март 1942 года).
Петра Матвеевича Марютина Великая Отечественная война застала в тот момент, когда он, будучи лётчиком-бомбардировщиком, осваивал новый самолёт Ил-2, впоследствии прозванный «крылатым танком».
25 августа 1941 года 288-й (впоследствии 33-й гвардейский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени Воронежский) штурмовой авиационный полк, вооружённый «илами», прибыл на один из аэродромов Северо-Западного фронта. Главной задачей лётчиков полка было оказывать всемерную помощь наземным войскам, остановить немецко-фашистских захватчиков на подступах к Валдаю, не допустить выхода танковых и механизированных колонн противника на важнейшие коммуникации наших войск. Лётчики работали с огромным напряжением, совершая иногда по 4-5 вылетов в день. Они выжимали всё из своих машин, чтобы нанести как можно более ощутимый удар по врагу.
В конце августа 1941 года Марютин совершил свой первый боевой вылет в составе группы штурмовиков. Лётчики успешно выполнили боевое задание. Почти на бреющем полёте, проникнув через шквал зенитно-пулемётного огня, уничтожили артиллерийскую батарею, разгромили несколько колонн противника, продвигавшихся на передовые позиции, и благополучно вернулись на свой аэродром. С того дня Марютин почти ежедневно по нескольку раз вылетал на боевые задания, совершенствовал боевое мастерство, накапливал боевой опыт.
1 сентября 1941 года стало известно, что в районе старорусских сёл Заребье, Черенчица гитлеровцы сосредоточили танки, артиллерию, до полка пехоты и готовились к переправе через Ловать. Авиаполку была поставлена задача: уничтожить скопление вражеских сил и сорвать переправу их на противоположный берег реки. В составе группы на выполнение этого задания вылетел и младший лейтенант Марютин. Его самолёт трижды появлялся на высоте около 200 метров над скоплениями фашистских войск. Бомбы точно ложились в цель, а меткие очереди из пулемёта на бреющем полёте разили гитлеровцев.
В тот же день на аэродроме вблизи города Сольцы появились новые вражеские бомбардировщики. Командованием полка было принято решение немедленно уничтожить их. В воздух поднялся и Марютин. Как только «илы» стали приближаться к военному объекту, их встретили мощным огнём зенитки. Несмотря на это, Марютин сделал на аэродром 5 заходов. Как подтвердила разведка, в тот день 22 вражеских бомбардировщика были выведены из строя, значительный ущерб был нанесён взлётной полосе и аэродромным помещениям.
В районе села Рамушево гитлеровцы заканчивали наведение переправы через реку Ловать и сосредоточили значительные силы. Штурмовики П.Марютин и В.С.Романенко поднялись в воздух и взяли курс на цель. Дважды пришлось заходить на переправу. Сброшенные бомбы распотрошили её. В это время появились 2 фашистских истребителя. Но, оторвавшись от фашистских асов, лётчики благополучно вернулись в своё расположение.
В начале октября 1941 года Марютину было досрочно присвоено звание старшего лейтенанта, он был назначен командиром звена штурмовиков.
Особенно трудным для звена Марютина было боевое задание, полученное 8 сентября 1941 года. Стало известно, что по дороге Ярцево – Чагово – Мех – Дубовицы движется колонна – более 400 автомашин с грузами и гитлеровскими солдатами. Звено Марютина взяло курс на цель. Советские лётчики быстро перелетели линию фронта и через несколько минут увидели растянувшуюся на километр колонну вражеских машин. Марютин отдал приказ А.А.Носову приостановить движение колонны, сбросив бомбу на ведущую машину, В.Сухареву – своей бомбой замкнуть колонну, а сам на бреющем полёте прочесал колонну из пулемёта. Среди гитлеровцев началась паника. Уцелевшие солдаты выскакивали из машин и разбегались по полю. Но немногим удалось спастись.
9 сентября Марютин трижды поднимался в воздух для уничтожения вражеских колонн, двигавшихся по дороге Красея – Оброни – Демянск, а также для нанесения ударов по скоплению живой силы и техники противника в районе населённого пункта Красея и города Демянска. Только в результате первых двух вылетов звену удалось уничтожить около ста автомашин, 25 танков и несколько групп пехоты.
В третьем вылете в район Демянска после выполнения задания звено Марютина атаковали 3 Ме-109. Штурмовики попытались оторваться от преследования врага и перелететь линию фронта. Но тут вражеский снаряд угодил в рулевое управление хвостового оперения самолёта Марютина и разорвался. Самолёт, кувыркаясь, понёсся вниз и упал в болото колёсами вверх. Окровавленному лётчику пришлось выбираться из него через форточку фонаря пилотской кабины. Поздно вечером добрался он в полк.
Из наградного листа П.М.Марютина: «10.09.1941, возвращаясь с выполнения боевого задания, был атакован двумя вражескими истребителями. Атака была внезапной. Имея мало боеприпасов для отражения этих атак, маневрируя и подставляя защищённые бронёй части самолёта, уходил на свой аэродром. Самолёт получил до 500 пробоин, была выведена из строя пневмосистема подъёма и выпуска шасси, на 50 процентов разбиты руль поворота и киль, заклинен руль глубины. И всё же, прилагая сверхчеловеческие усилия, он дотянул до аэродрома и посадил самолёт. После осмотра машины было трудно представить, что этим разбитым корытом можно было управлять. Но он управлял. Это мог сделать человек, подобный ему».
К октябрю 1941 года на счету старшего лейтенанта Марютина уже значилось более 30 уничтоженных танков, до сотни автомашин, орудийные расчёты, свыше 300 солдат и офицеров. За отличное выполнение боевых заданий, проявленные мужество и отвагу от командования 11-й армии и ВВС Северо-Западного фронта он получил 3 благодарности, а в октябре был награждён орденом Красного Знамени.
Осенью 1941 года обстановка на Западном и Северо-Западном фронтах ещё больше осложнилась. Немецко-фашистские полчища рвались к Москве и Ленинграду. На северо-западном направлении гитлеровское командование сосредоточило огромные силы. В тех боях исключительный героизм проявил и П.М.Марютин.
В октябре в районе Калита – Починок разгорелись ожесточённые бои наземных войск. Для того чтобы потеснить наших, на помощь пехоте гитлеровцы бросили танки и авиацию, использовали миномёты и артиллерию. Советское командование запросило помощь у авиаторов. Над полем боя немедленно появилась группа «илов» под командованием Марютина. Прикрывая друг друга, советские лётчики на высоте 50-100 метров накрыли огневые точки врага. Но тут же появились гитлеровские истребители. Марютин отдал приказ действовать в два этажа: ведущий – снизу, а чуть сзади и выше – ведомый, для прикрытия. В таком боевом порядке лётчики трижды прочесали передний край обороны, атакующих пехотинцев и танки противника. Вражеская атака была сорвана. Но на последнем заходе гитлеровцу удалось вывести из строя самолёт Марютина. Осколком он был тяжело ранен. И всё же, истекая кровью, он не выпустил из рук руль управления и дотянул самолёт до своего аэродрома. Марютина в бессознательном состояния доставили в госпиталь. Только в середине января 1942 года он вернулся в полк. И снова начались горячие дни ожесточённых схваток с гитлеровцами.
К концу февраля 1942 года на боевом счету Марютина уже значилось 39 уничтоженных танков, свыше 100 автомашин, автобус, более 20 орудий, около 60 миномётов, 11 повозок, 30 лошадей и около 1000 солдат и офицеров противника. Он лично провёл 53 штурмовки вражеских объектов.
3 марта 1942 года командование полка представило П.М.Марютина к присвоению звания Героя Советского Союза. В представлении говорилось: «За исключительные образцы героизма, за большие заслуги перед Родиной, смелость и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, П. М.Марютин достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Это заключение было поддержано вышестоящим командованием, и 21 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР Марютину было присвоено высокое звание.
Как наиболее опытного лётчика и умелого воспитателя кадров его ещё в марте 1942 года назначили штурманом полка. С этого дня Марютин возглавлял группы при выполнении главным образом особо важных заданий.
Не раз подбивали его самолёт. 5 раз вместе с машиной падал он на землю, но ни разу не покидал родной полк.
7 января 1943 года на аэродроме полка почти одновременно приземлились два самолёта. На первом был гвардии капитан П.М.Марютин, а на втором – отец и мать Героя, Матвей Павлович и Евдокия Васильевна, которые 14 месяцев находились под ярмом немецко-фашистской оккупации на Брянщине. Там на глазах у них за связь с партизанами расстреляли младшего сына Мишу.
Весной 1943 года Марютина назначили инструктором штурмовой авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС СССР, а осенью 1944 года его направили на учёбу в Военно-воздушную академию. Так закончил свой боевой путь на фронте на «крылатых танках» замечательный мастер штурмовых ударов по врагу Пётр Матвеевич Марютин.
Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым. Автор биографии не гарантирует правильность приведённых в ней сведений.
Биографию подготовил:
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
Личное дело
Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
Натыкин В. Помните их имена. - Новгород, 1981
Учётно-послужная карта
Южнее озера Ильмень. 2 е изд., доп. и испр. Л., 1985