Герой Российской Федерации
Производство: Судостроение
Кваша Николай Иосифович

Кваша Николай Иосифович

08.12.1929 - 04.11.2007

Герой Российской Федерации

Даты указов

06.12.1993

Медаль № 57

Кваша Николай Иосифович – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Центральное конструкторское бюро «Лазурит».

Родился 8 декабря 1929 года в городе Зиновьевск (ныне – Кропивницкий, Украина) в семье железнодорожника. Украинец. Подростком пережил голод на Украине в начале 1930-х годов и немецкую оккупацию в годы Великой Отечественной войны. После окончания школы с золотой медалью поступил в Харьковский авиационный институт, однако вскоре узнал, что все выпускники, бывшие в годы войны на оккупированной территории, подлежат распределению на фабрику алюминиевой посуды. Поэтому перевёлся на энергомашиностроительный факультет Харьковского политехнического института, который окончил с отличием в 1953 году.

По распределению был направлен в город Горький (ныне – Нижний Новгород) на машиностроительный завод «Красное Сормово», одно из крупнейших оборонных предприятий страны. Работал в бюро автоматизации и механизации производства: конструктор, с 1954 года – старший инженер, с 1955 года – начальник конструкторского бюро автоматизации производства завода, с 1956 года – секретарь комитета комсомола завода. В 1957 году в составе завода было сформировано специальное конструкторское бюро СКБ-112, имевшее задачу проектирования подводных лодок. Одним из первых был зачислен в СКБ сначала инженером, но очень быстро стал ведущим конструктором по вооружению, затем начальником отдела автоматики и электроники, заместителем главного конструктора подводной лодки.

С 1962 года – главный инженер СКБ. С 1971 года – главный инженер – главный конструктор титановой атомной подводной лодки проекта 945. С 1984 года одновременно стал и генеральным конструктором Центрального конструкторского бюро «Лазурит», созданного на базе СКБ-112. За годы работы участвовал в проектировании и создании, а затем и возглавлял работы по созданию многочисленных подводных аппаратов, в том числе дизельной подводной лодки проекта 633, атомной подводной лодки проекта 670 (вооружённой комплексом крылатых ракет), подводной лодки-мишени проекта 690, спасательной подводной лодки проекта 640 «Ленок», глубоководного спасательного аппарата проекта 1855 «Приз», экспериментальных ПЛ проектов 613Э и 651Э.

Вершиной творчества ЦКБ и его главного конструктора стала АПЛ проекта 945 «Барракуда», первая лодка в стране с полностью титановым корпусом. Формы и стремительные плавные обводы корпуса напоминают форму одного из лучших океанских пловцов – тунца, что обеспечивало высокую скорость на любых глубинах. АПЛ вооружена новейшими боевыми ракетами, придающими ей ударный потенциал. Главный козырь лодки – низкие физические поля, низкие магнитные и электрические характеристики (ранее недоступные отечественным атомоходам и даже менее соответствующих характеристик АПЛ главного оппонента России – США). Акустические данные «Барракуды» впервые в СССР сравнялись с американскими аналогами, что позволило устранить один из главных недостатков советских атомоходов – высокую шумность (за которую американцы дали им обидное прозвище «ревущие коровы»). Всего было введено в строй четыре «Барракуды».

Для проверки на практике проектных решений и поиска путей улучшения «Барракуды» генеральный конструктор вышел на головной лодке в дальний автономный проход продолжительностью свыше 100 суток. Лодка на практике показала свои уникальные технические данные, незамеченной миновав ряд противолодочных рубежей США в Атлантике. Когда в 1990-х годах Н.И.Кваша рассказал об этом походе, в США прогремел большой скандал – ведь они так и не зарегистрировали в своё время этот подводный атомоход, три месяца крейсировавший у их берегов с «тысячами Хиросим» на борту. Наверное, это стало одной из причин, почему пятая лодка в самом начале 1990-х годов была спешно разрезана на металл на стапелях, будучи построенной свыше чем на 30 %.

Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 6 декабря 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Кваше Николаю Иосифовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

В 1993 году ЦКБ «Лазурит» было приватизировано с распределением акций в трудовом коллективе предприятия, и реорганизовано в ОАО «ЦКБ «Лазурит», Н.И.Кваша был назначен генеральным директором – генеральным конструктором ОАО «ЦКБ «Лазурит», оставаясь им до конца жизни. В условиях кризиса начала 1990-х годов предприятие резко увеличило гражданскую составляющую своей деятельностью: созданы суда технического флота для морской добычи нефти и газа, рыбопромысловые суда, установки морской нефтедобычи, газотурбинные электростанции, медицинские барокамеры. После 2000 года вновь возрос оборонный заказ, составляющий уже свыше 70 % мощностей предприятия.

Н.И.Кваша занимался преподавательской деятельностью в Нижегородском государственном техническом университете, где также возглавлял Государственную экзаменационную комиссию кораблестроительного факультета. Доктор технических наук, профессор.

Жил в городе Нижний Новгород. Скончался 4 ноября 2007 года. Похоронен на Ново-Сормовском кладбище в Нижнем Новгороде.

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (10.09.1999), Ленина (1970), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1963, 1981), орденом «Знак Почёта» (1959), медалями.

Лауреат премии Правительства РФ (1998).

Почётный гражданин Нижегородской области (19.11.1996).


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.