Огородничук Ярослав Дмитриевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 21015
Орден Ленина № 460122
Огородничук Ярослав Дмитриевич – бригадир монтёров пути строительно-монтажного поезда №581 треста «Нижнеангарсктрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР, Бурятская АССР.
Родился 23 мая 1952 года в городе Коломыя Ивано-Франковской области Украинской ССР, ныне – Украины. Украинец.
После прохождения срочной службы в Советской Армии вернулся на родину и работал на заводе высоковольтной аппаратуры.
На XXVII съезде ВЛКСМ в апреле 1974 года Байкало-Амурская магистраль (БАМ) была объявлена всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В составе Всесоюзного ударного отряда имени XXVII съезда ВЛКСМ (командир В. И. Лакомов) Я. Д. Огородничук отправился на БАМ в числе одной из первых групп.
Его группа прибыла поездом в Усть-Кут, вертолётом была доставлена на место будущей станции Таюра (ныне – рабочий посёлок Звёздный). Первоначально работал в бригаде лесорубов на строительстве будущего посёлка Звёздный, затем в комсомольско-молодёжной бригаде А. В. Бондаря на вырубке просек под трассу, строительстве деревянных мостов на притрассовой дороге и других сооружений. Позже коллектив бригады перевели на звеносборку пути в составе строительно-монтажного поезда №581 (СМП-581) треста «Нижнеангарсктрансстрой», где Ярослав Дмитриевич стал работать монтёром пути.
Когда в 1978 году за перевалом Даван магистраль перешагнула границу Бурятии, в Главбамстрое (начальник – К. В. Мохортов) было принято решение, что дальнейшую укладку путей будет вести бригада Бондаря. Вся бригада с семьями переехала в посёлок Кичера (ныне – Республика Бурятия) и, приняв эстафету от бригады Лакомова, продолжила укладку железнодорожного пути. Я. Д. Огородничук замещал бригадира на время его отсутствия, в том числе и депутатской деятельности. В тяжелейших природных условиях, преодолевая сибирскую стужу, летнюю жару и досаждающую мошкару, бригада уложила без малого 600 километров железнодорожного пути до самой Балбухты – назначенного пункта «золотого звена». Бригада уложила рельсы, в том числе и на Северомуйском обходе – железнодорожном пути через Ангараканский перевал Северо-Муйского горного хребта, называемого «золотой пряжкой» БАМа.
На заключительном этапе перед намеченной смычкой на восточном участке, который вела бригада И. Н. Варшавского, на строительстве Кодарского туннеля произошла авария. В результате этого бригаде Бондаря пришлось строить временный обход, при этом была развита невероятная скорость укладки железнодорожного полотна – 5,4 километра в сутки.
1 октября 1984 года в торжественной обстановке в Куанде было официально уложено «золотое» звено» БАМа, но сам посёлок и железнодорожная станция Куанда (1561-й километр магистрали) продолжали строить до 1989 года, а БАМ – до 2003 года. Я. Д. Огородничук работал мастером, затем прорабом в СМП-581, занимался развитием станционных путей на разъездах и на станции в Северомуйске, на подходе и в самом Северомуйском тоннеле (ныне – имени В. А. Бессолова, самом длинном в России (15 343 метра).
Указом Президента СССР от 10 августа 1990 года за большой вклад в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение ввода в постоянную эксплуатацию на всём её протяжении и проявленный трудовой героизм Огородничуку Ярославу Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Проживал в городе Северобайкальске Республики Бурятии. Скончался 23 марта 2003 года.
Именем Генроя назван железнодорожный разъезд близ посёлка Куанда.
Награждён орденами Ленина (10.08.1990), Дружбы народов (29.04.1985), медалями, а также нагрудными знаками ЦК ВЛКСМ «За участие в сооружении Байкало-Амурской магистрали» (13.03.1984) и «Золотое звено «БАМ» (29.09.1984).
Использованы материалы и фото Героя, любезно предоставленные его сыном – Дмитрием Огородничуком (город Северобайкальск).
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет