Шуляк Евгений Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19829
Орден Ленина № 459001
Шуляк Евгений Александрович — кузнец-штамповщик Минского автомобильного завода Белорусского объединения по производству большегрузных автомобилей имени 60-летия Великого Октября Министерства автомобильной промышленности СССР, Белорусская ССР.
Родился 12 сентября 1939 года в деревне Жирблевичи Коренского сельсовета Логойского района Минской области Белорусской ССР, ныне в составе (с 1960 года) Гайненского сельсовета Логойского района Минской области Белоруссии. Белорус.
Отец, Александр Андреевич Шуляк, работал в Логойском райкоме Компартии (большевиков) Белорусси. С началом Великой Отечественной войны он ушёл на фронт, где погиб в первые же дни, а его семья осталась на территории района, оккупированного с июля 1941 по июль 1944 года немецкими захватчиками. Вместе с односельчанами она стойко пережила все ужасы и невзгоды военного времени. Особенно тяжёлые испытания на их долю выпали в период проведения карательных операций на территории Логойщины в 1942—1944 годах, когда мирным жителем приходилось скрываться в лесах и на болотах.
После войны Евгений пошёл в местную семилетнюю школу, но закончить учёбу в последнем классе не дала тяжёлая болезнь (ревматизм как последствие нахождения в холодной болотной воде), которая на два долгих года приковала подростка к постели. После выздоровления он в 1955 году вступил в местный колхоз «Чирвоная Логойщина» («Красная Логойщина»; центральная усадьба — в деревне Михалковичи Коренского сельсовета; ныне не существует). Сперва трудился рядовым колхозником. В каждодневном труде восстановил здоровье, подорванное войной, и окреп физически. Проявил способности и большое тяготение к технике, потому в 1959 году был направлен колхозным правлением на учёбу в училище механизации сельского хозяйства №204 в городском посёлке Смолевичи Минской области. Через год окончил училище (ныне — Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей), где приобрёл специальность тракториста-машиниста, и поступил по ней работать в новообразованный совхоз «Гайна» (ныне — сельскохозяйственный цех «Гайна» ОАО «Минский тракторный завод») в одноимённой деревне Гайненского сельсовета Логойского района. С 1960 по 1963 год проходил срочную службу в Советской Армии в рядах 7-й танковой Краснознамённой армии из состава Белорусского военного округа (город Борисов, Минская область). На второй год службы вступил в КПСС.
После увольнения в запас приехал в город Минск, где устроился работать на Минский автомобильный завод (МАЗ)* подручным кузнеца. Эта профессия была связана с тяжёлым физическим трудом на специальных штамповочных молотах, но армейская закалка и увлечённость спортом (ещё во время учёбы в училище Евгений Шуляк получил второй спортивный разряд по лыжным гонкам) позволили молодому рабочему успешно освоить основы кузнечного дела и остаться работать на предприятии до самого выхода на пенсию.
Стремясь постигнуть тонкости кузнечного мастерства, сущность технологического процесса в цехе, он быстро и в совершенстве овладел профессией, в короткий срок зарекомендовал себя как талантливый рационализатор, ответственный и инициативный специалист высокой квалификации. Став одним из лучших кузнецов завода, выделялся не только целеустремлённостью, умением трудиться с полной отдачей, но и постоянным творческим поиском, стремлением сделать как можно больше и лучше, а также смекалкой рабочего человека, который к каждому заданию мастера, к каждой производственной операции относился с привычной обдуманнотью. С каждым новым заданием стремился как можно быстрее находить решение, как можно лучше сделать новую поковку. В совершенстве освоил три смежные специальности (наладчик, слесарь-ремонтник, электросварщик) и успешно совмещал основную работу с операциями наладки, зачистки и наварки кузнечных штампов, что позволяло существенно экономить рабочее время на отдельных этапах кузнечного производства и гарантировало высокое качество продукции.
Несмотря на особенности работы, успешно перевыполнял сменные задания, одним из первых в цехе стал работать с личным клеймом качества. Делал поковки сложные, многооперационные. Неоднократно выходил победителем социалистического соревнования и был удостоен почётного звания ударника коммунистического труда. Из года в год совершенствовал своё мастерство, повышал производительность труда. Неустанным трудом экономя часы, дни, месяцы, он досрочно выполнял плановые задания пятилеток.
В числе других новаторов производства Евгений Александрович вносил весомый вклад в трудовые свершения коллектива кузнечного цеха, который работал слаженно, ритмично и неоднократно занимал первые и другие призовые места в социалистическом соревновании на заводе. Именно он был одним из тех рабочих, которые задавали тон в заводском соревновании и которым принадлежала ведущая роль в выполнениии производственных заданий коллективом этого большого предприятия, одного из флагманов белорусского машиностроения. Активно участвовал в наладке и пуске новой механизированной линии штамповки, что позволило облегчить труд рабочих кузнечного цеха, улучшить качество работы и на 12 процентов уменьшить расходование материалов. Производительность труда в результате модернизации возросла в полтора раза.
Возглавив бригаду из 42 человек, Е. А. Шуляк проявил себя волевым, энергичным организатором кузнечного производства, сумев создать сплочённый коллектив единомышленников, который отличали крепкая дисциплина, трудовой энтузиазм и неустанное творчество. В умелой организации социалистического соревнования он воспитывал у рабочих бережливое отношение к материальным и энергетическим ресурсам производства. Каждый из членов бригады трудился самоотверженно, настойчиво повышая производительность труда за счёт профессионального мастерства, рационального использования каждой рабочей минуты при правильной организации рабочего места.
С началом девятой пятилетки (1971—1975) Е. А. Шуляк выступил одним из инициаторов движения новаторов и передовиков за высокую производительность труда на каждом рабочем месте, активно включился в движение наставничества. Будучи сторонником изыскания и использования резервов в технологическом процессе, он перешёл на расширенную зону обслуживания оборудования. Так, при поковке тяги запора стал использовать не один штамп, а два. Это технологическое новшество было внедрено в цехе и позволило в два раза увеличить производительность труда, более чем на половину снизить трудоёмкость работ и сэкономить только за год 8 тонн металла. Вместе со старшим мастером А. Кашлачом передовой кузнец-штамповщик усовершенствовал процесс изготовления поковок мотошатуна, в результате чего значительно улучшилось заполнение формы в штампе, а это дало возможность сделать заготовку более короткой на 8 миллиметров и тем самым сэкономить за год 10 тонн металла.
Возглавляемая им бригада уже в период девятой пятилетки показала образцы высокопроизводительного труда, была удостоена почётного звания «коллектив коммунистического труда», неоднократно занимала классные места во Всесоюзном социалистическом соревновании, добиваясь наилучших производственных показателей на предприятии. Её работу отличали высокая культура производства, чёткое соблюдение производственных графиков, безукоризненная технологическая и трудовая дисциплина. Личное задание девятой пятилетки и принятые социалистические обязательства бригадир выполнил досрочно, при высоком качестве выпущенных изделий, за что был награждён в 1976 году орденом Ленина.
Ещё более высоких производственных показателей Евгений Александрович добился в период выполнения плановых заданий десятой пятилетки (1976—1980) и выполнил их за четыре года. За этот период он успешно внедрил в производство 20 рационализаторских предложений, что позволило сэкономить 120 тонн металла. За выдающиеся успехи в труде, достигнутые на основе совершенствования производственных процессов, внедрения передовых методов труда и инициативу в развитии социалистического соревнования за повышение эффективности производства и качества работы был удостоен Государственной премии Белорусской ССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1981 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, и проявленную трудовую доблесть Шуляку Евгению Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Высокое рабочее мастерство, настойчивость, активная рационализаторская деятельность привели передовика Шуляка к тем трудовым свершениям, которые получили известность на заводе, в городе, в республике. Ведомая им бригада, которая тесно сотрудничала с инженерами, продолжила выполнять и перевыполнять плановые задания при отличном качестве продукции и строгом соблюдении технологических требований. Так, на трудовой вахте новой, одиннадцатой пятилетки (1981—1985) они внесли весомый вклад в новые достижения многотысячного коллектива автозаводцев. Только за три первых года пятилетки бригадир нашёл возможность сэкономить на поковках 75 тонн металла (а до конца пятилетки — ещё почти 15 тонн), в результате чего производительность труда в цехе возросла на 1,1 процента. Он же внёс значительное усовершенствование в процесс подачи заготовок из нагревательной печи к молоту. Благодаря очередному новшеству удалось значительно увеличить скорость транспортировки заготовок и лучше организовать труд кузнеца. Всего же на его счету — более ста рационализаторских предложений, успешно внедрённых в производство.
Как рационализатор и новатор производства Евгений Александрович несколько раз принимал участие в работе Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР, был отмечен серебряной медалью и дипломами Главного выставочного комитета. Перейдя по состоянию здоровья в 1990 году работать наладчиком кузнечно-прессового оборудования, он продолжал трудиться так же добросовестно и самоотверженно ещё 11 лет. Много и охотно занимался общественной работой, популяризацией физической культуры, выступал перед молодёжью в воинских частях и различных учебных заведениях, шефствовал над одним из школьных классов, устраивал в строительные отряды трудных подростков, проводил экскурсии и «дни открытых дверей» на заводе.
На МАЗе (ныне имеет статус открытого акционерного общества) работали жена Героя — Мария Иосифовна (в покрасочном цехе), дочь (на конвейере) и сын Александр (один из его учеников, в кузнечном цехе).
Избирался членом бюро Минского горкома Компартии Белоруссии, членом парткома завода, партгруппоргом участка, депутатом Совета Национальностей (член Комиссии по промышленности) Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984—1989), депутатом Заводского районного (город Минск) Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов). Делегат XXVII съезда КПСС (1986).
Живёт в Минске, столице Белоруссии.
Награждён 2 орденами Ленина (18.03.1976; 31.03.1981), орденом «Знак Почёта» (05.04.1971), медалями, в том числе серебряной медалью ВДНХ СССР.
Лауреат Государственной премии БССР (1978) за выдающиеся достижения в труде.
* Минский (в 1966 году награждён орденом Ленина, в 1974 году – орденом Октябрьской Революции) автомобильный завод входил в структуру Главного управления по производству большегрузных автомобилей Министерства автомобильной промышленности (с 1988 года – Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения) СССР. С октября 1974 года МАЗ (в 1977 году награждён вторым орденом Ленина) – головное предприятие производственного объединения «АвтоМАЗ», в сентябре 1975 года преобразованного в Белорусское объединение по производству большегрузных автомобилей (БелавтоМАЗ; с октября 1977 года носило имя шестидесятилетия Великого Октября) в том же подчинении.
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Фото РИА Новости
Биографию подготовил:
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Депутаты Верховного Совета СССР. Одиннадцатый созыв. – М., 1984.
Памяць: Лагойскi раён: гіст.-дакум. хронікі гарадоў і р-наў Беларусі : У 2 кн. Кн. 2; – Мн., 2004.
Публикации в местных СМИ