Стрелкин Дмитрий Семёнович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 14120
Орден Ленина № 387382
Стрелкин Дмитрий Семёнович – фрезеровщик Уральского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, город Миасс Челябинской области.
Родился 8 (21) сентября 1911 года в деревне Дубовая Мценского уезда Орловской губернии, ныне в составе Мценского района Орловской области. Русский. Из семьи крестьянина. Окончил сельскую школу (7 классов).
Жил в родном селе, занимался крестьянским трудом в родительском хозяйстве, работал в местном колхозе. В 1931 году приехал в Москву, поступил на работу чернорабочим на фабрику «Фото-труд», затем работал на авторемонтном заводе.
В 1933 году призван на срочную службу в Красную Армию. В 1935 году был демобилизован.
После увольнении в запас вернулся в Москву и поступил на работу учеником фрезеровщика на Московский автомобильный завод имени И. В. Сталина («ЗИС»), а вскоре стал там же фрезеровщиком.
В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, был эвакуирован в Ульяновск. В марте 1942 года с частью заводского персонала и оборудования прибыл в город Миасс Челябинской области, где на базе местного завода по производству корпусов для авиабомб был создан Уральский автомобильный завод (сначала создавался как автомоторный завод, в 1943 перепрофилирован на полное автомобильное производство, в 1942–1962 годах завод носил имя И. В. Сталина). Дмитрия Стрелкина определили в инструментальный цех, которого ещё не было – станки стояли на деревянных помостах под навесами. Стрелкин создавал инструмент для нового завода, а вокруг уже работавших станков строились стены цехов. В первую зиму их достроить ещё не успели, и работать пришлось на открытом воздухе, на знаменитых уральских морозах.
В неимоверно трудных условиях выполнил все задания по изготовлению инструмента для завода, а также подготовил несколько молодых станочников из числа подростков – ведь квалифицированных рабочих тоже практически не было. Сам он освоил также профессии токаря и шлифовщика. Но в назначенный срок, 8 июля 1944 года, первый уральский автомобиль выехал за ворота завода. За последний год войны Красная Армия получила тысячи автомобилей из Миасса.
После войны продолжил работу в инструментальном цехе, был непревзойдённым мастером изготовления оснастки под новые наименования продукции – а завод выпускал их с каждым годом всё больше и больше, ассортимент продукции был очень широк и специфичен. Ему поручались работы по изготовлению штампов и пресс-форм самых сложных конфигураций. Был одним из лучших рационализаторов завода. Умело организовывал свой труд и производственный процесс, вдвое перевыполнял план в отдельные годы.
За особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана, активное участие в создании конструкций и организации массового производства новых машин, достижение высоких производственных показателей Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1966 года Стрелкину Дмитрию Семёновичу присвоено звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Трудился на Уральском автомобильном заводе 39 лет. В 1981 году, уже в 70-летнем возрасте, вышел на пенсию.
Член ВКП(б)/КПСС с 1947 года. Депутат Миасского городского Совета депутатов трудящихся. Активно участвовал в работе общественных органов и партийной организации завода.
Жил в городе Миасс Челябинской области. Скончался 30 октября 1988 года. Похоронен на Южном кладбище в Миассе.
Награждён орденом Ленина (22.08.1966), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (вручена в 1947), другими медалями.
Почётный гражданин города Миасс (1971).
Составитель биографии сердечно благодарит за предоставленные материалы работников Централизованной библиотечной системы города Миасс и работников АО «Автомобильный завод «Урал» .
Биографию подготовил:
Миасс: энциклопедический словарь. Миасс, 2003.
Челябинская область. Энциклопедия в 7 т. Челябинск, 2003-2007.