Цыбань Николай Григорьевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 12458
Орден Ленина № 348144
Цыбань Николай Григорьевич — директор Южного турбинного завода «Зоря» Министерства судостроительной промышленности СССР, гор. Николаев Украинской ССР.
Родился 3 (19) декабря 1915 года в городе Николаев Николаевского градоначальства (ныне Николаевской области Украины) в рабочей семье. Украинец.
Окончил семилетнюю (железнодорожную) школу. С 1930 по 1933 год учился в школе фабрично-заводского ученичества при Николаевских объединённых заводах имени Андре Марти (ныне Черноморский судостроительный завод), где до 1936 года работал слесарем-монтажником.
В 1936 году направлен на работу в город Комсомольск-на-Амуре Дальневосточного (с 1938 года — Хабаровского) края, где прошёл путь от рядового слесаря-монтажника до ответственного сдатчика подводных лодок, начальника цеха. В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
В 1951 году окончил с отличием (без отрыва от производства) судостроительный техникум в Комсомольске-на-Амуре.
В 1952 году снова переведён в Николаев на Черноморский судостроительный завод (в 1956—1968 годах — Николаевский судостроительный завод имени И. И. Носенко) заместителем главного инженера по подводному судостроению. До 1955 года работал главным строителем подводных лодок завода. Это были подводные лодки проекта 613, прототипом которого послужил проект немецкой головной подводной лодки так называемой XXI серии. В течение 8 лет на заводе было построено 72 таких подлодки. С 1955 года учился в Николаевском кораблестроительном институте, который окончил в 1958 году.
В 1959—1963 годах — главный инженер Николаевского судостроительного завода имени И. И. Носенко Херсонского (с 1963 года - Черноморского) совнархоза.
С 1963 по 1978 год занимал пост директора Южного турбинного завода «Зоря» (ныне государственное предприятие «Научно-производственный комплекс "Зоря" — "Машпроект"») в Николаеве. На его долю выпал период тяжёлого и плодотворного этапа в жизни предприятия. Это были годы холодной войны, гонки вооружений, экономической блокады Советского Союза. В стране спешно создавались проекты всё более новых и новых кораблей, преимущественно на базе пропульсивных установок с газовыми турбинами. Николай Григорьевич создавал штабы из руководителей и специалистов по освоению производства наиболее ответственных изделий и нередко возглавлял их сам. Каждый день, а то и дважды в сутки, штаб собирался в цехе, где выявлялось самое узкое место, принимались решения, которые немедленно исполнялись, а контроль исполнения осуществлялся на следующем, выездном заседании штаба.
На Южном турбинном заводе «Зоря» в те годы были созданы двигатели второго поколения М60, М62, М8К, М8Е с повышенной экономичностью, с улучшенными акустическими характеристиками и ресурсом не менее 10 000 ч. На их базе разработаны и переданы в серию высокоэкономичные установки М5, М7, М9, М12, М21 для водоизмещающих противолодочных, десантных, сторожевых кораблей. Технические данные двигателей позволили повысить дальность плавания. Для кораблей на воздушной подушке и на подводных крыльях созданы установки ДТ4 и М10.
Для оснащения плавучих электростанций «Северное сияние» и энергопоездов типа «Маяк» и «Факел» были применены первые конвертируемые газотурбинные двигатели, работающие на дизельном топливе и природном газе. Создана первая стационарная электростанция с двигателями КР-12.
В 1975 году создана первая в мире газотурбинная установка с главным газотурбинным агрегатом с утилизацией тепла М25.
Помимо газотурбинных установок, в годы его руководства завод освоил также и «побочное» производство редукторов «Гром» и «Восход», зенитного ракетного комплекса «Кинжал» и другого вооружения кораблей для систем наведения баллистических ракет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 25 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий седьмой пятилетки (1959—1965) и создании новой техники Цыбаню Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Член Центрального комитета Компартии Украины (1971—1981). Неоднократно избирался депутатом Николаевских городского и областного Советов народных депутатов.
В 1978 году вышел на заслуженный отдых. Проживал в Николаеве. Умер 21 апреля 1987 года. Похоронен на Центральном городском кладбище.
Награждён орденами Ленина (25.07.1966), Октябрьской Революции (26.04.1971), 3 орденами Трудового Красного Знамени (09.10.1952; 28.04.1963; 25.03.1974), орденом Красной Звезды (10.04.1945), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (02.10.1950).
Лауреат Государственной премии СССР (1975) за создание плавучих электростанций «Северное сияние».
Почётный строитель города Комсомольск-на-Амуре. Почётный гражданин города Николаев. Имя Героя увековечено на мемориальной доске Почётных граждан Николаева.
Автор биографии выражает признательность внучке Героя Ольге Цыбань (город Николаев) за предоставленную информацию и фотоматериалы.
Из воспоминаний Владимира Андреевича Холявко (директора НПО «Машпроект» в 1986—2001 годах):
…Я уже был заместителем директора, когда ушел на пенсионный покой руководитель нашего предприятия, легендарная и авторитетнейшая личность — Николай Григорьевич Цыбань. Я почерпнул у него, кроме настойчивости, воли, житейской мудрости, ещё одно непреложное правило: всегда владеть собой. Приближаясь к заводской проходной, несмотря ни на что, он стирал с лица все негативные эмоции. Не дай бог кто заметит, что у меня на душе «кошки скребут»… Сразу же начнёт резонировать всё предприятие: что-то случилось, что-то не так… Пойдут тревожные домыслы, фантазии — работы не будет.
Цыбань был крепким мужиком. Полон сил и энергии, он ещё десять лет после пенсии ходил на зимнюю рыбалку. И в свои 70 с трёх ударов векшей проламывал лунку в толстом льду — молодёжь завидовала.
Жил, как и работал: искромётно, с юмором. Умел выругать так, что у человека не оставалось ни зла, ни обиды: только стыд за свой проступок. Помню, сидит Николай Григорьевич над лункой, гоняет мормышку и удивляется:
— Вот объясни мне, Володя, такую штуку: техника вперёд движется? Движется! Но почему же я, как сидел в детстве с удочкой, так до сих пор с ней и сижу? Неужели так скудна наша конструкторская мысль? Давай завтра ко мне начальников цехов!..
Нужно заметить, что «ноу-хау» получилось потрясающим. Это «ноу-хау» — ящики с аккумуляторами — притащили на лёд в районе Стрелки. Николая Григорьевича посадили рядом, чтобы наблюдал. Аккумуляторное устройство приводило в движение удочки. Они мелко вибрировали, привлекая к мормышке рыбу. Когда рыба заглатывала наживку, срабатывала пружина. Подсечённую рыбёшку оставалось лёгким движением извлечь из воды.
«Ноу-хау» распространения не получило. Николай Григорьевич сначала похвалил, а потом забраковал новинку. Не потому, что аккумуляторы таскать не хотелось, — исчез вкус к рыбалке.
«Запомни, Володя, самое дорогое, — говорил он мне, — самое главное — это люди, а железяки — они и останутся железяками… Их же делают люди». Или: «Машина каждый года обязана проходить техосмотр, а человек — медосмотр»… «Пьяница — не потеря для общества, дурак — да. Пьяница проспится. Дурак — никогда»…
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет