Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Зацепа Лев Григорьевич

Зацепа Лев Григорьевич

20.02.1916 - 22.11.1996

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 8802

Орден Ленина № 56252

 Зацепа Лев Григорьевич – штурман 571-го штурмового авиационного Остропольского полка (224-я штурмовая авиационная Жмеринская Краснознаменная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), майор.

Родился  20 февраля  1916 года в городе Тифлис (Тбилиси, ныне Республика Грузия) в семье рабочего. Русский. После окончания 7 классов и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) работал слесарем. Призван в армию в 1936 году Тбилисским горвоенкоматом. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков в 1938 году.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии младший лейтенант Л.Г.Зацепа – с ноября 1941 года.

В боевых вылетах принимал участие с июня 1942 года. Сражался на Западном, Брянском, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Летал в 1942 году на одноместном штурмовике Ил-2, в 1943 – 1944 годах – на двухместном Ил-2, с конца марта 1945 года – на штурмовике Ил-10. 

К 17 октября 1944 года совершил 91 успешный боевой вылет на уничтожение живой силы и техники противника, на разведку, на штурмовку железнодорожных эшелонов, на поддержку наземных войск при прорыве переднего края обороны противника. 

Уничтожил 37 танков, 3 самоходных орудия «Фердинанд», 127 автомашин, 146 повозок с грузами, 18 орудий различных калибров, 9 самолетов на земле, взорвал 3 склада с боеприпасами, разрушил до 250 метров железнодорожного полотна, пустил под откос 8 железнодорожных эшелонов, создал 28 очагов пожара, взорвал 12 дзотов, уничтожил до 580 солдат и офицеров противника. Провел 7 воздушных боев с численно превосходящими силами противника, в результате которых сбил два истребителя Ме-109 и один самолет – артиллерийский корректировщик Хш-126.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, Зацепе Льву Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1948 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов. С 1960 года полковник Л.Г.Зацепа – в   в запасе.  Жил в городе Луцк Волынской области (Украина), работал на Луцком автомобильном заводе. Скончался 22 ноября 1996 года.

Награжден орденом Ленина (23.02.1945), 4 орденами Красного Знамени (30.10.1942; 12.08.1944; 29.09.1944; …), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (29.05.1943) степеней, Красной Звезды, медалями.


 На Западном фронте Л.Г.Зацепа  в составе 1-й воздушной армии участвовал в 1-й (30 июля – 23  августа 1942 года) и 2-й (25 ноября – 20 декабря 1942 года) Ржевско-Сычёвских наступательных операциях; Ржевско-Вяземской наступательной операции (2 – 31  марта 1943 года).

На Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в Орловской стратегической наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года) – завершающем этапе Курской битвы, в том числе в освобождении города Карачев Брянской области.

На 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии поддерживал наземные войска фронта при освобождении правобережной и западной Украины в Проскуровско-Черновицкой наступательной операции (4 марта – 17 апреля 1944 года), в том числе освобождении украинских городов Жмеринка Винницкой области и Тернополь; Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 29  августа 1944 года), в том числе освобождении города Зборов Тернопольской области.

На 4-м Украинском фронте участвовал в составе 8-й воздушной армии в Карпатско-Ужгородской наступательной операции (9 сентября – 28 октября 1944 года) – составной части Восточно-Карпатской стратегической наступательной операции.

В декабре 1944 года вместе со своим полком был отозван с фронта и направлен в город Куйбышев (ныне Самара) на авиационный завод для освоения нового штурмовика Ил-10. 19 марта 1945 года после переобучения и оснащения полка новыми штурмовиками он вылетел обратно на 4-й Украинский фронт, в свою дивизию.

Там с апреля 1945 года принял участие в освобождении Чехословакии – в Моравско-Остравской наступательной операции 4 УФ (10 марта – 5 мая 1945 года), в том числе освобождении городов Опава и Моравска-Острава (ныне Чешская Республика) и Пражской стратегической наступательной операции (6 – 12 мая 1945 года), в том числе в освобождении чешского города Оломоуц.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В Великой Отечественной войне принимает участие с 15 мая 1942 года. В полк прибыл в ноябре 1941 года командиром звена в звании младшего лейтенанта и вырос до штурмана полка – майора.
 За время пребывания на фронте произвел 91 успешный боевой вылет на уничтожение живой силы и техники противника, на разведку, на штурмовку железнодорожных эшелонов, на прорыв переднего края обороны противника на различных направлениях. Наносил удары по вражеским аэродромам Сеща, Олсуфьево, Брянск. За 91 боевой вылет уничтожил: 37 танков, 3 самоходных орудия «Фердинанд», 127 автомашин, 146 повозок с грузами, 18 орудий различных калибров, 9 самолетов на земле, взорвал 3 склада с боеприпасами, разрушил до 250 м железнодорожного полотна, пустил под откос 8 железнодорожных эшелонов, создал 28 очагов пожара, взорвал 12 дзотов, уничтожил до 580 солдат и офицеров противника. Мастерски провел 7 воздушных боев с численно превосходящими силами противника, в результате которых сбил два Ме-109, один Хш-126 и подбил один Ме-109.
Майор Зацепа успешно громил  немецко-фашистских захватчиков на полях сражений Западного, Брянского, 1-го Украинского фронтов и  сейчас продолжает громить в Карпатских горах в составе 4-го Украинского фронта.

Первый боевой вылет младший лейтенант Зацепа совершил 20 июня 1942 года в составе шестерки штурмовиков с задачей нанесения удара в районе Выползово-Якимова по войскам противника, стремившимся уничтожить окруженный 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Белова. Несмотря на сильный заградительный огонь зениток, шестерка штурмовиков произвела 4 захода на цель. Зацепа уничтожил 2 танка, 2 автомашины, до 7 солдат противника. Огнем зенитной артиллерии у его самолета был выведен из строя элерон, повреждены шасси, руль глубины, самолет получил до 30 пробоин. Благодаря спокойствию и выдержке Зацепа посадил свой самолет на свой аэродром.
Уже на 4-м боевом вылете он ведет в бой шестерку Ил-2 и, искусно маневрируя, наносит большой ущерб врагу в живой силе и технике, за что получает благодарность командующего 1-й воздушной армией генерал-лейтенанта Худякова. 

5 августа 1942 года лейтенант Зацепа вылетел в составе шестерки на разгром подходящих резервов противника на шоссе Вязьма-Гжатск. Еще на подходе к цели летчики увидели колонну до 220 автомашин протяжением до 15 километров, двигающуюся к фронту. Шестерка зашла с хвоста колонны и проштурмовала ее, уничтожив до 50 автомашин.
В тот же день шестерка штурмовиков, ведомая капитаном Домущеем, снова вылетела на штурмовку этой колонны. Новые костры пожаров возникли на большом протяжении дороги. При выходе из атаки на шестерку Ил-2 напало 4 Ме-109. Завязался воздушный бой. На ведущего – капитана Домущея произвел атаку один Ме-109Г. Прикрывая Домущея,  лейтенант Зацепа короткой очередью из пушек поджег вражеский истребитель, и он камнем полетел вниз. В этот момент второй Ме-109  сбоку сзади атаковал Зацепу и повредил плоскости его самолета, сделав полутораметровую дыру, пробил аварийный воздушный баллон, отбил половину стабилизатора и руля глубины. Трудно управляемая машина вышла из строя и тянулась сзади, шарахаясь из стороны в сторону. Благодаря своему летному мастерству, лейтенант Зацепа  привел машину на свой аэродром и блестяще совершил посадку. Самолет насчитывал, кроме крупных повреждений, до 95 пробоин. В этот день две шестерки штурмовиков уничтожили 180 автомашин и до 330 солдат и офицеров противника.

15 августа 1942 года летал ведомым в составе шести Ил-2  на штурмовку скопления  танков, автомашин и артиллерии в район юго-восточнее Погорелое Городище. На встречном курсе на одной высоте со штурмовиками оказался самолет противника Хш-126, вылетевший на корректировку артиллерийского огня. Ведущий проскочил, не заметив его, а Зацепа атаковал и сжег его. Во время атаки цели  уничтожил 1 автомашину,  прицеп с боеприпасами, 12 солдат и офицеров противника.

Как опытный летчик, в октябре 1942 года выдвинут на должность заместителя командира эскадрильи.

Период войны в 1942 году характерен тем, что летчикам-штурмовикам приходилось воевать на одноместном самолете Ил-2, у которого задняя полусфера не была защищена  от нападения вражеских истребителей. Поэтому требовалось исключительное мужество и отличная техника пилотирования, чтобы отразить воздушного противника и не иметь потерь в воздушных боях.

12 января 1943 года в паре уничтожил на железнодорожной станции Дудоровская эшелон с грузами.

7 мая 1943 года водил 18 самолетов Ил-2 на аэродром Брянск. Группа сплоченным строем, зайдя на аэродром с тыла, внезапно обрушилась на него, подавляя пушечно-пулеметным огнем зенитки и уничтожая самолеты. На бреющем полете группа сбросила на аэродром бомбы, создав 8 очагов пожара на самолетных стоянках, взорвала водонапорную башню, уничтожила 3 ангара, подавила огонь двух зенитных батарей. Старший лейтенант Зацепа  на взлетной полосе уничтожил два Ме-109, выруливших для взлета.
При атаке аэродрома в  самолет правого ведомого гвардии лейтенанта Коломникова попал снаряд – в патронный ящик, который загорелся. Коломников шарахнулся в сторону и оказался над самолетом Зацепы. Уходя от зенитного огня, он прижимался к земле, прижимая своим самолетом к земле и Зацепу. Стараясь уйти из-под самолета Коломникова, Зацепа снизился до опасной высоты, задел своим самолетом высоковольтную линию, вырвал из земли два столба с проводами и потащил за собой. Машина теряла управление. Вскоре столбы оторвались от самолета, зацепившись за лес, и машина пошла легче. 
На расстоянии 15 км от Брянска на группу напали 12 ФВ-190. Истребители сопровождения были связаны воздушным боем и защитить штурмовиков не смогли. В результате завязавшегося воздушного боя штурмовики сбили два ФВ-190, причем одного из них сбил Зацепа.

С апреля 1943 года работает помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе. Напряженно и много работает над вводом в строй молодых летчиков и воздушных стрелков. С июля 1943 года работает штурманом полка. 

25 июля 1943 года водил 12 самолетов Ил-2 в район Белые Берега на уничтожение живой силы и техники противника. В результате штурмового удара группа уничтожила до 8 танков, 30 автомашин, до 45 солдат и офицеров противника.

С сентября 1943 по январь 1944 года подготовил 45 молодых летчиков, которые не имели случаев потери ориентировки в боевых вылетах.

С марта 1944 года воюет на 1-м Украинском фронте.
 
8 апреля 1944 года водил группу в 30 самолетов Ил-2 в район Ходачкув-мале, где намечался прорыв обороны противника. Удар был нанесен по опушке леса, где было сконцентрировано большое количество замаскированных танков, боеприпасов и артиллерии противника. По рации ему указали точное расположении цели, и штурмовики всей мощью огня обрушились на танки. Лес запылал, все окуталось дымом. Сразу после атаки штурмовиков наземные войска пошли в наступление. За этот боевой вылет капитан Зацепа получил благодарность командующего фронтом Маршала Советского Союза Жукова.

13, 14, 15 и 16 апреля водил группы в 6 – 8 самолетов Ил-2 по два – три раза в день в район Скалат на уничтожение окруженной группировки противника.

Во время Львовской операции водил группы по 24 – 30 самолетов Ил-2 по два-три раза в день.

25 июля 1944 года водил 18 самолетов в район Подборце на уничтожение танков и живой силы противника, прорывавшегося к окруженной группировке. Несмотря на сильный зенитный огонь, группа сделала три захода и уничтожила 6 танков, 28 автомашин, 12 повозок с грузами, вызвала 3 очага больших пожаров, истребила до 80 гитлеровцев.

В сложных условиях Карпатских гор сам ориентируется хорошо, и среди летного сотава полка случаев потери ориентировки не было.

22 сентября 1944 года водил группу в 6 Ил-2 в район Морковице для уничтожения живой силы и техники противника. Группа произвела 4 захода, выбила противника из занимаемых рубежей и помогла пехоте продвинуться вперед и занять выгодные позиции. Группа уничтожила два танка «Тигр», 4 средних танка, 3 автомашины, подавила огонь двух батарей полевой артиллерии и истребила до 75 солдат и офицеров противника.

За проявленное личное геройство, мужество и отвагу в боях, за лично совершенный 91 успешный боевой вылет на самолете Ил-2, уничтожение живой силы и техники противника достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 571 штурмового авиационного Остропольского полка Герой Советского Союза майор Безух
17 октября 1944 года

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»