Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Балабанов Анатолий Иванович

Балабанов Анатолий Иванович

01.01.1912 - 25.05.1980

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 6349

Орден Ленина № 42526

Балабанов Анатолий Иванович — командир авиаэскадрильи 135-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (6-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии майор.

Родился 19 декабря 1911 (1 января 1912) года в городе Санкт-Петербург Санкт-Петербургской губернии. Русский. С 1917 года жил в городе Барнаул (ныне – Алтайского края), с 1918 года воспитывался в Новобарнаульском детдоме. В 1926–1929 годах обучался в школе. За три года окончил 7 классов, после чего поступил в школу фабрично-заводского обучения, которая в 1930 году была переведена из Барнаула в город Новокузнецк (Кемеровская область). В июне 1932 года окончил школу фабрично-заводского ученичества в Новокузнецке и до декабря 1932 года работал в ней инструктором производственного обучения. В январе 1933 – сентябре 1935 — слесарь-инструктор по механической обработке металлов в мастерских Барнаульской детской комиссии. В 1935 году окончил Барнаульский аэроклуб.

В сентябре 1935 года был призван на флот. До апреля 1936 года служил краснофлотцем Амурской военной флотилии.

В декабре 1936 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В декабре 1936 – августе 1938 — пилот 46-й легкобомбардировочной авиационной эскадрильи (в Белорусском военном округе; город Орша Витебской области), в августе 1938 – феврале 1940 — пилот и младший лётчик 1-го легкобомбардировочного авиационного полка (в Белорусском военном округе, город Орша Витебской области; с декабря 1938 года — в Орловском военном округе, город Брянск). Летал на самолётах Р-5, Р-Z и Р-6.

С февраля 1940 года служил в ВВС старшим лётчиком 46-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Орловском военном округе, город Брянск; с сентября 1940 года — в Прибалтийском особом военном округе, город Шяуляй, Литва). Летал на самолётах СБ и Ар-2. В апреле 1941 года окончил Курсы командиров звеньев при 7-й смешанной авиадивизии (город Шяуляй).

Участник Великой Отечественной войны: в июне – июле 1941 — старший лётчик 46-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном фронте (июнь – июль 1941). На СБ выполнил один боевой вылет на бомбардировку города Тильзит (ныне Советск Калининградской области).

Из-за больших потерь полк в начале июля 1941 года вывели в тыл (город Краснодон ныне Луганской области) на переформирование и переучивание на Пе-2. В сентябре 1941 года на базе 46-го бомбардировочного авиаполка был сформирован ещё один авиаполк — 46-й «Б», позже переименованный в 603-й бомбардировочный авиаполк.

В сентябре 1941 – мае 1942 — командир звена 603-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Западном фронте (октябрь 1941 – май 1942). Участвовал в Московской битве и Ржевско-Вяземской операции.

В начале декабря 1941 года за выполнение 47 боевых вылетов командир звена 603-го бомбардировочного авиационного полка (43-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Западного фронта) лейтенант Анатолий Иванович Балабанов был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако комдив И.А. Образков понизил степень награды до ордена Ленина, а начальник штаба ВВС Западного фронта С.А. Худяков — до ордена Красного Знамени.

4 января 1942 года во время вылета на разведку вражеского аэродрома, расположенного в 3 километрах южнее города Медынь (Калужская область), самолёт А.И. Балабанова был внезапно атакован тремя вражескими истребителями Ме-109 и подожжён. Лётчик совершил вынужденную посадку на горящем самолёте в районе города Малоярославец (Калужская область), после чего раненые члены экипажа переоделись в гражданскую одежду и через 7 дней перешли линию фронта.

В мае – июне 1942 — командир звена 1-й отдельной дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, в июне 1942 – июне 1944 — командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка. Воевал на Западном (май 1942 – апрель 1944) и 3-м Белорусском (апрель – июнь 1944) фронтах. Участвовал в Ржевско-Сычёвских, Ржевско-Вяземской, Орловской, Спас-Деменской, Ельнинско-Дорогобужской, Смоленско-Рославльской, Оршанской и Витебской операциях.

1 сентября 1942 года во время одного вылета двумя заходами сфотографировал оборону противника в районе деревни Царёво-Займище (Вяземский район Смоленской области) и западный берег реки Гжать южнее города Гжатск (ныне Гагарин Смоленской области). В конце фотографирования отказал один из моторов. А.И. Балабанов продолжил полёт на одном моторе и благополучно посадил самолёт на своём аэродроме, своевременно доставив ценные разведданные.

2 июня 1943 года за выполнение 178 боевых вылетов заместитель командира авиаэскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка (1-я воздушная армия, Западный фронт) капитан Анатолий Иванович Балабанов вновь был представлен к званию Героя Советского Союза. Представление поддержали командарм М.М. Громов и командование Западного фронта. Однако вышестоящее командование снизило степень награды до ордена Суворова 3-й степени.

С июня 1944 — заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 135-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Воевал на 3-м Белорусском фронте (июнь 1944 – май 1945). Участвовал в Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Гумбиннен-Гольдапской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Восточно-Померанской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.

7 марта 1945 года 27 бомбардировщиков Пе-2 под командованием командира 135-го гвардейского бомбардировочного авиаполка Ф.П. Палия под прикрытием 14 истребителей Як-9 наносили бомбовый удар с горизонтального полёта по порту Розенберг (ныне северная окраина города Мамоново Калининградской области). Порт был прикрыт сильным огнём зенитной артиллерии. Один из снарядов попал в правый мотор Пе-2, который пилотировал А.И. Балабанов. Несмотря на это, лётчик на одном моторе выполнил бомбометание, после чего перетянул линию фронта и совершил вынужденную посадку на фюзеляж в 4 километрах восточнее города Вормдитт (ныне Орнета, Варминьско-Мазурское воеводство, Польша).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Балабанову Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

За время войны совершил 328 боевых вылетов (308 вылетов – на Пе-2, 19 вылетов – на Пе-3 и 1 вылет – на СБ) для нанесения бомбовых ударов по войскам противника (181 вылет) и для проведения воздушной разведки в глубоком вражеском тылу (147 вылетов).

После войны до августа 1946 года продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи 135-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (в Особом и Прибалтийском военных округах; Калининградская область). Летал на бомбардировщике Пе-2.

В августе 1946 – феврале 1947 — лётчик-инспектор по технике пилотирования — заместитель командира 123-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе; Калининградская область), в феврале – марте 1947 — лётчик-инспектор по технике пилотирования — заместитель командира 135-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе; город Черняховск Калининградской области). Летал на бомбардировщике Пе-2.

В марте – мае 1947 — заместитель командира 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка по лётной части (в Прибалтийском военном округе; посёлок Нивенское Багратионовского района Калининградской области), в мае 1947 – январе 1948 — старший лётчик-инспектор по технике пилотирования 6-го гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Черняховск Калининградской области). Летал на бомбардировщике Пе-2.

В январе – марте 1948 — лётчик-инспектор по технике пилотирования 241-й бомбардировочной авиационной дивизии (в Группе советских войск в Германии), в марте – июле 1948 — командир 128-го бомбардировочного авиационного полка (в Группе советских войск в Германии). Летал на бомбардировщике Пе-2.

В декабре 1948 – декабре 1952 — помощник командира 4-го бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе; посёлок Нивенское Багратионовского района Калининградской области, с октября 1952 года — город Черняховск Калининградской области). Летал на бомбардировщиках Пе-2 и Ил-28. Военный лётчик 2-го класса.

В мае 1953 года окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы усовершенствования командиров частей ВВС. В июле 1953 – апреле 1954 — лётчик-инструктор по технике пилотирования 47-й бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе). Летал на реактивном бомбардировщике Ил-28. С апреля 1954 года подполковник А.И. Балабанов — в запасе.

Жил в городе Брянск. Умер 25 мая 1980 года. Похоронен в Брянске на Центральном кладбище Советского района.

Награждён орденом Ленина (29.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (08.12.1941; 07.09.1943), орденами Суворова 3-й степени (06.11.1943), Александра Невского (15.04.1945), Отечественной войны 2-й степени (10.12.1942), 2 орденами Красной Звезды (05.12.1941; 17.05.1951), медалью «За боевые заслуги» (06.11.1945) и другими медалями.

Его именем названа улица в Барнауле.

Воинские звания:
старшина (12.1936)
младший лейтенант (09.10.1938)
лейтенант (16.11.1941)
старший лейтенант (20.02.1942)
капитан (30.10.1942)
майор (25.02.1944)
подполковник (20.10.1951)


*награждён за выполнение 322 боевых вылетов (на 23 апреля 1945 года).

Фотографию Героя предоставили работники Брянского государственного краеведческого музея С.А. Лысак и В.И. Баранников, которым выражается искренняя благодарность.


Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза
(в сокращении)

С первых дней Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии тов. Балабанов активно участвует в разгроме немецких захватчиков.
Горя любовью к Родине и священной ненавистью к врагу, тов. Балабанов на Западном и 3-м Белорусском фронтах произвёл 322 успешных боевых вылета на самолёте Пе-2 с общим боевым налётом 498 часов 34 мин. Из них 147 вылетов на дальнюю высотную разведку войск противника и 175 вылетов – водил группы на атаку переднего края обороны противника, опорных пунктов, аэродромов, железнодорожных станций, узлов и портов.
Тов. Балабанов водил в бой звено 116 раз, группы и девятки – 29 раз, группы по 18 самолётов – 4 раза, 27 самолётов – 1 раз. Всего водил в бой 1.196 самолётов. Сбросил лично бомбовый груз 154.800 кг, сбросил листовок для немецких солдат и офицеров – 2 миллиона 850 тысяч штук.
На Западном фронте, когда немецкие орды рвались к сердцу нашей Родины – Москве, тов. Балабанов в качестве командира звена с низких и средних высот без прикрытия истребителей водил в бой своё звено и группы и весь 1941 год воевал без единой потери.
Своими боевыми действиями нанёс огромный ущерб противнику. Только за период по 13 ноября 1941 года он произвёл 51 успешный самолёто-вылет и уничтожил 22 танка, 132 автомашины с пехотой и боеприпасами, 2 цистерны с горючим, 3 зенитных батареи, 1 пулемётную установку, 9 мотоциклов и разгромил много вражеской пехоты.
21.10.1941 года в районе Малоярославец, бомбардируя звеном Пе-2 с высоты 1.500 м скопление войск и техники противника, уничтожил и повредил 42 автомашины с пехотой и одну зенитную установку. Предполагавшаяся атака противника была сорвана. Данные подтверждены фотоснимками.
4.01.1942 года бомбардировал скопление войск противника у моста западнее Гжатска. Меткими бомбовыми ударами мост был разрушен, переправа противника была прекращена. Данные подтверждены фотосхемой.
С июня 1942 года, производя дальнюю разведку в составе 10-го отдельного Московского дальнеразведывательного авиаполка, тов. Балабанов произвёл 147 успешных разведывательных полётов. За это время он сфотографировал оборонительных сооружений противника 4.500 квадратных километров, 147 фильмов, 8.870 кадров, что дало возможность перед началом наступательной операции в районах под Москвой, Оршей и Витебском обеспечить наземных командиров до командира роты фактическими данными о состоянии обороны и расположении огневых средств противника.
Только при производстве воздушной разведки тов. Балабанов провёл 42 воздушных боя с группами от 1 до 7 истребителей противника и всегда из этих неравных схваток с врагом выходил победителем, применяя умелый и хитрый манёвр.
18.11.1942 года произвёл 2 вылета на разведку аэродромов противника в районах: Вязьма, Сеща, Шаталово. Им обнаружено и зафотографировано 12 аэродромов с наличием 322 самолётов, за что командиром полка объявлена благодарность. Данные разведки были немедленно переданы в штаб армии.
18.12.1942 года производил разведку в районе Вязьмы. Был атакован двумя Ме-109. Смело принял бой. Метким огнём штурмана и стрелка-радиста один Ме-109 был сбит, второй уклонился от боя. Только после полной разведки заданного района экипаж возвратился на свой аэродром.
Тов. Балабанов – лётчик высокого мастерства и сильной воли. Летает в любых метеоусловиях. Самоотверженный, точный в выполнении боевых задач, настойчивый, обладающий военной хитростью разведчика, работающего в глубоком тылу у немцев и над передним краем обороны противника в районах, густо насыщенных зенитной артиллерией.
Особых успехов тов. Балабанов добился в фотографировании оборонительных рубежей в районах Дорогобуж, Ярцево, Смоленск, Ельня, за что в августе 1943 года получил благодарность начальника штаба 1-й воздушной армии.
В 1944 году, командуя бомбардировочной эскадрильей, тов. Балабанов овладел высоким классом пилотирования самолёта Пе-2 – бомбардированием с пикирования. Являясь талантливым организатором боевой работы, тов. Балабанов добивается, чтобы каждая бомба, сброшенная его эскадрильей, накрыла цель.
Только за время вторжения в Восточную Пруссию и ликвидации группировки противника в районах Хайлигенбайль, Кёнигсберг и на Земландском полуострове его эскадрилья произвела 476 успешных самолёто-вылетов. По неполным данным, эскадрильей уничтожено и повреждено на земле самолётов – 17, зданий в опорных пунктах – 72, блиндажей – 8, дотов – 5, железнодорожных вагонов – 13, автомашин – 84, повозок – 23, танков – 2, станционных построек – 4, барж – 1, портовых складов – 1, пакгаузов – 2. Эти данные подтверждены фотодокументами.
Общим результатом бомбовых ударов во взаимодействии с другими родами войск явился прорыв обороны противника в районе Гумбиннен, на Хайлигенбайльском направлении и на Земландском направлении.
Особо отличительными вылетами являются:
20 января 1945 года водил в бой 9 Пе-2 на атаку опорного пункта Гумбиннен. Задание выполнялось в сложных метеоусловиях при сильном противодействии зенитной артиллерии и истребительной авиации. Грамотно маневрируя, группа обманула вражеские зенитки и точно сбросила бомбы. Разрушено 15 зданий, склад с военным имуществом, повреждено здание вокзала, уничтожено 4 автомашины, 5 вагонов, разрушено до 70 метров железнодорожного полотна, 30 метров шоссе, повреждён мост севернее станции. Результат удара подтверждён фотоснимками и выездом комиссии на место атаки после занятия нашими войсками города Гумбиннен.
7 марта 1945 года в составе 27 Пе-2 бомбардировал портовые сооружения и плавсредства в порту Розенберг. Противник прикрывал порт сильным огнём зенитной артиллерии всех калибров. Чёрная стена разрывов стояла над городом. Прямым попаданием зенитного снаряда был разбит правый блок правого мотора на самолёте Балабанова, мотор отказал. На одном моторе он дошёл до цели, точно сбросил бомбы, после бомбометания перетянул самолёт на свою территорию, чем спас жизнь экипажа и самолёт. В результате удара в портовом районе города разрушено 12 зданий, возникло 6 очагов пожара, из них 2 – в порту. Результат подтверждён фотосхемой.
16 апреля 1945 года водил в бой 20 экипажей Пе-2 на атаку переднего края обороны противника в 500 метрах западнее Розенталь. Преодолев интенсивный огонь зенитной артиллерии, группа точно отбомбилась по заданной цели. Фотодокументами отмечено 50 разрывов бомб в зоне обороны, 10 прямых попаданий в траншеи, 2 разрыва в блиндажах, разбиты 2 автомашины и 3 повозки. После атаки пункт был занят нашими войсками.
За храбрость и отвагу, героизм и мужество, проявленные в боях за Родину, за 322 успешных боевых вылета, из них 147 – на дальнюю и высотную разведку, а также за 22 успешных самолёто-вылета, произведённые после последнего награждения, в которых он водил группы самолётов на атаку войск противника, представляю командира эскадрильи гвардии майора Балабанова Анатолия Ивановича к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза».
Командир 135 гвардейского бомбардировочного авиационного Таганрогского Краснознамённого ордена Александра Невского полка Герой Советского Союза гвардии майор Ф.П. Палий.
23 апреля 1945 года

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Кузнецов И.И., Джога И.М. Золотые Звёзды Алтая. - Барнаул: 1982

Личное дело