Болтинский Василий Николаевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 13667
Орден Ленина № 422081
Болтинский Василий Николаевич – учёный и ведущий специалист в области теории тракторных двигателей, машинно-тракторных агрегатов и мобильной энергетики сельского хозяйства, академик ВАСХНИЛ.
Родился 22 декабря 1903 года (4 января 1904 года) в городе Астрахань в семье священника. Русский. Работать начал с 1917 года сначала конторским учеником, потом конторщиком и счетоводом в Астраханском продовольственном комитете.
В 1922 году был зачислен в ТСХА (Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева) на инженерный факультет. В 1927 году окончил теоретический курс ТСХА и поступил на работу на машиноиспытательную станцию (МИС) ТСХА в качестве лаборанта.
В 1928-33 годах – стажёр, инженер, заместитель заведующего тракторным отделом ВИСХОМ (ВНИИ сельскохозяйственного машиностроения). Занимался испытанием зарубежных и отечественных тракторов. По совместительству работал ассистентом на кафедре «Тракторы» в Московском автотракторном институте (Московский механический институт имени М.В. Ломоносова).
С 1930 года перешёл на постоянную работу в Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (МИМЭСХ). В 1930–1941 годах был доцентом кафедры «Тракторы и автомобили».
Во время Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии. Проходил службу, в основном, в Военной ордена Ленина Академии бронетанковых и механизированных войск Красной Армии имени И.В. Сталина в качестве преподавателя кафедры «Двигатели». В 1944 году демобилизован и направлен на работу в МИМЭСХ.
В 1948–1968 – заведующий кафедрой «Тракторы и автомобили» Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства.
Монография, посвящённая работе тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке и отмеченная в 1952 году Сталинской премией, имела большое самостоятельное значение. Вместе с этим она послужила основой для бурного развития исследований динамики трактора и теории трактора в целом.
В 1960-е годы возглавил работы по решению государственной проблемы – «Повышение рабочих скоростей движения машинно-тракторных агрегатов». Результатом этой работы стало развитие теории трактора, становление творческих коллективов, заводских КБ, внедрение в серийное производство и оснащение сельского хозяйства тракторами (МТЗ-80/82 и Т-150К/Т-150) и сельхозмашинами нового поколения. Решение поставленной научно-технической проблемы привело к увеличению производительности МТА в 1,5–2 раза.
Разработал предложения по совершенствованию типажа тракторов и технической политики в области тракторостроения. Работал над решением вопросов развития тракторной энергетики. Большим трудом явилась разработка им прогноза развития механизации сельскохозяйственного производства.
За большие заслуги в научно-производственной деятельности в области сельскохозяйственного машиностроения и механизации сельского хозяйства и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1974 года Болтинскому Василию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Доктор технических наук (1947), профессор (1948), академик ВАСХНИЛ (1956). В 1968-71 годах был вице-президентом ВАСХНИЛ. Являлся почётным доктором Будапештского университета. Автор около 100 научных трудов, в том числе 16 книг и брошюр (из них 5 учебников). Ряд трудов опубликован за рубежом.
Жил в Москве. Умер 2 января 1977 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина (15.09.1961; 08.04.1971; 04.01.1974), орденом Трудового Красного Знамени (27.10.1953), медалями; 5 медалями ВСХВ и ВДНХ. Лауреат Сталинской премии (1952) и Государственной премии СССР (1976).
Сочинения:
Карбюрация и карбюраторы тракторных и автомобильных двигателей. М., 1938;
Автотракторные двигатели. 4-е издание. М., 1948;
Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке. М.,1949;
Тракторные и автомобильные двигатели. 5-е издание. М., 1953;
Теория, конструкция и расчёт тракторных и автомобильных двигателей. М., 1962;
Тракторы и автомобили. М., 1970.
Деятельность академика В.И.Болтинского отличается большим диапазоном научных и производственных интересов, среди которых можно выделить несколько аспектов: теория ДВС, теория трактора, механизация сельского хозяйства, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Однако основным местом его работы был вуз, где он искусно сочетал научные исследования с преподаванием. Благодаря этому происходил естественный процесс взаимного обогащения: учебно-методическая деятельность насыщалась результатами исследований, а исследования проводились на высоком теоретическом уровне. При его активном участии в свое время в вузах сельскохозяйственного профиля сформировалась дисциплина "Тракторы и автомобили", а также разработаны основы учебного процесса, определена номенклатура основной методической литературы, испытательного оборудования, наглядных пособий.
В.Н.Болтинский окончил ТСХА (1927) и начинал свой инженерный путь в годы зарождения отечественного тракторостроения. В 1925 году на Путиловском заводе был поставлен на серийное производство трактор Фордзон, а в 1930—1934 годах построены и введены в эксплуатацию тракторные заводы в Сталинграде, Харькове и Челябинске.
Первый вклад в теорию и практику отечественного тракторостроения В.Н.Болтинский внёс ещё будучи студентом. В 1929 году он защитил дипломный проект на тему «Конструкция трактора с бескомпрессорным дизель-мотором по типу "Юнкерс" для работы с "3 х 14" плугом». В диплом вошли результаты его исследований на МИС ТСХА, организованной В.П.Горячкиным и работавшей под его руководством.
В период работы на МИС ТСХА, в ВИСХОМе и МИМЭСХе (1927- 1933) В.Н.Болтинский участвовал в испытаниях 25—30 моделей тракторов, чтобы выявить лучшую из них для импорта в СССР. Наряду с этим накапливались сведения о технологических свойствах лучших зарубежных машин и выбирались наиболее совершенные конструкции для внедрения в отечественные модели.
В 30-е годы под руководством В.Н.Болтинского студенты, аспиранты и сотрудники кафедры «Тракторы и автомобили» проанализировали конструкции двигателей и тракторов, режимы пуска тракторных двигателей и др. Им опубликованы работы по устройству тракторов, карбюрации и карбюраторам автотракторных двигателей, системе пуска и очистки воздуха, написаны раздел "Автотракторные двигатели" для справочника инженера-механика и отчёты по испытаниям зарубежных (Виккерс, Штумпф, Бульдог, Монарх и др.) и отечественных (СТЗ, С-64) тракторов. Его рекомендации использовались в практической деятельности конструкторских организаций страны.
В целом довоенный период (1930— 1941) характеризуется становлением и первыми шагами в развитии отечественного тракторостроения и переходом от копирования зарубежной техники к разработке и внедрению в производство машин собственной конструкции, наиболее полно отвечающих условиям страны и организации сельскохозяйственного производства. Как следует из тематики работ В.Н.Болтинского, все они были направлены на решение именно этих вопросов и сыграли определенную роль в формировании научной базы для создания высокоэффективной отечественной тракторной техники.
Уже в предвоенный период научные труды и рекомендации В.Н.Болтинского, направленные на повышение эффективности и топливной экономичности тракторных двигателей, приобрели широкую известность, а их автор — репутацию специалиста в этой области. В.Н.Болтинский принимает активное участие в решении ряда проблем механизации сельского хозяйства. Так, в 1941 году для разработки мероприятий по экономии горючего он был назначен председателем комиссии при техническом совете Наркомзема. Наряду с этим ему было поручено разработать общие требования к тракторным двигателям. Эта работа имела большое значение для определения технической политики в области тракторного двигателестроении.
Результаты исследования двигателей в реальных условиях эксплуатации В.Н.Болтинский изложил в монографии "Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке". Она явилась продолжением и развитием учения В.П.Горячкина о земледельческой механике и теории трактора, разработанной Д.К.Карельских и Е.Д.Львовым.
В.Н.Болтинский ставит одной из основных задач установление связи между условиями работы (характером нагрузки) и параметрами двигателя и МТА. Он делает попытку найти зависимость между характером динамической нагрузки в реальных условиях эксплуатации и приведенным моментом инерции МТА или моментом инерции маховика тракторного двигателя. Исследует влияние параметров регулятора скорости двигателя на показатели его работы и находит связь между приведенным моментом инерции МТА и степенью нечувствительности регулятора при переменной нагрузке. В связи с этим он рассмотрел влияние регуляторной характеристики на показатели работы двигателя при неустановившейся нагрузке.
Руководствуясь строгим методическим подходом, в основу исследования В.Н.Болтинский поставил вопрос о характере изменения нагрузки на двигатель при работе трактора в составе МТА и в качестве её показателя проанализировал момент сопротивления на валу двигателя от сил сопротивления качению МТА, тягового сопротивления, сопротивления подъёму, инерции и трения.
Анализу причин изменения этих компонентов посвящен отдельный раздел монографии. В нём с оговоркой о некоторой погрешности момент сопротивления на валу двигателя рассматривается как цепь непрерывных синусоид с разной амплитудой и частотой. Его изменение впервые предложено оценивать степенью неравномерности δ = (Mmax - Mmin) / Mcp. При этом рекомендуется учитывать также период колебаний момента сопротивления, который может изменяться в широких пределах. Вводится понятие среднего значения временно возросшего Mcp.в и наблюдаемого длительно Mcp.д моментов. Их отношение В.Н.Болтинский назвал коэффициентом возможной перегрузки двигателя.
В монографии приведено невероятно большое количество данных по моментам инерции основных вращающихся деталей двигателя, трансмиссии, ходовой системы отдельно, двигателя, трактора, нескольких сельхозмашин и МТА в целом, по передачам, по 10 моделям тракторов. Объём выполненной работы следует оценить как очень большой даже для современных возможностей с использованием ЭВМ.
Новое в работе В.Н.Болтинского — регуляторная характеристика при воздействии на двигатель переменным моментом сопротивления, которая на нелинейном участке протекает иначе, чем при обычных тормозных испытаниях. Впоследствии она была названа динамической регуляторной характеристикой. Но первым её получил В.Н.Болтинский, и именно она стала основой тягово-динамической характеристики трактора.
Монография В.Н.Болтинского вышла в свет накануне бурного всплеска отраслевой науки в 50—60-е годы в связи с развитием прикладных разделов фундаментальной науки и наибольшим экономическим расцветом государства. В науку о тракторе стали внедряться теории вероятностей и случайных функций, появились первые ЭВМ. С их использованием колебания тягового сопротивления сельхозмашины, остова трактора, направления его движения стали изучать как случайные функции, а трактор — как динамическую систему, состоящую из отдельных звеньев и оснащенную регулятором скорости. На основе сочетания теории случайных функций и теории регулирования получили широкое развитие и распространение методы математического и электронного моделирования случайных динамических процессов для изучения тяговой динамики, плавности хода трактора и траекторных показателей МТА.
В это же время в практику исследований вошло тензометрирование — измерение неэлектрических величин электрическим методом с регистрацией мгновенных значений показателей в функции времени на ленте осциллографа. Стало возможным экспериментально получать реализации случайных функций и их статические характеристики, проверять адекватность математической модели физической, измерять нагрузку на отдельных деталях при работе трактора в реальных условиях эксплуатации, что было совершенно недоступно прежде. Открылась возможность измерять мгновенные значения момента и силы в разных местах трансмиссии: крутящего момента на ведущем и ведомом валах муфты сцепления, на полуосях и прицепном устройстве трактора. В сочетании с измерением перемещения рейки топливного насоса это позволило составить полную картину энергетического баланса и динамики установившегося и неустановившегося движения трактора.
Исследования В.Н.Болтинского в сочетании с развитием прикладных разделов кибернетики открыли новый этап в развитии науки о тракторе. Были разработаны методы, с помощью которых колебания, неизбежно сопровождающие работу трактора и рассматривавшиеся ранее как досадная помеха при испытаниях, стали изучать с позиций вредного влияния их на его эксплуатационные показатели и разрабатывать мероприятия конструкционного и эксплуатационного характера, предотвращающие или снижающие это влияние. Раздел тягового и энергетического баланса стал рассматриваться в теории трактора на уровне динамики.
С развитием теории вероятностей гармонический закон изменения нагрузки на двигатель заменили случайной функцией, но это было уже развитие учения В.Н.Болтинского. Описанные учёным объективные закономерности физических процессов, определяющих колебания момента сопротивления, его выводы и рекомендации по повышению показателей двигателя при работе с переменной нагрузкой сохраняют свою актуальность и в настоящее время.
По проблеме показателей двигателя при работе с неустановившейся нагрузкой сформировалась крупная научная школа. Под руководством В.Н.Болтинского, его учеников и последователей подготовлено большое количество кандидатских и докторских диссертаций. Это направление исследований принято научными коллективами в разных городах Советского Союза.
Ученик В.Н.Болтинского А.К.Юлдашев организовал в Казанской ГСХА постоянно действующий семинар по проблеме работы двигателя с неустановившейся нагрузкой. Постоянно действующий семинар "Чтения В.Н.Болтинского" организован также в МГАУ им. В.П.Горячкина.
Не менее важна для развития науки о тракторе в целом и работа В.Н.Болтинского по научному руководству народнохозяйственной проблемой повышения скоростей МТА. В 50-е годы стало ясно, что отечественные тракторы не соответствуют требованиям повышения производительности, а их технический уровень существенно отстал от мирового. Это было результатом некоторого замедления научно-технического прогресса в периоды Великой Отечественной войны и восстановления разрушенного ею народного хозяйства. В это время зарубежные фирмы эволюционно, от модели к модели, совершенствовали машины, в том числе повышали рабочие скорости их движения.
Рабочая скорость отечественных МТА сохранялась на уровне первых моделей тракторов, которые пришли на смену живой тягловой силе и имели скорость пешего перемещения, 3—5 км/ч. Необходимо было существенно, в несколько раз, повысить рабочие скорости МТА. В 1959 году в ВАСХНИЛ был создан координационный совет по проблеме "Научные основы повышения рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов". Председателем совета и руководителем проблемы стал академик ВАСХНИЛ, профессор МИИСП В.Н.Болтинский. Для более успешного выполнения функций научного руководителя и координатора работ по повышению скоростей МТА В.Н.Болтинский был зачислен в штат ВИМа в качестве руководителя отдела энергетики (тракторного).
К этому времени ведущие тракторные заводы страны в свою очередь создали конструкторский задел для модернизации серийных и подготовки новых моделей тракторов с более высокой скоростью движения. В 1960 году харьковский (Т-75), а в 1962 году волгоградский (ДТ-75) тракторные заводы приступили к выпуску гусеничных тракторов для работы на скорости 5—9 км/ч. С 1963 года Минский тракторный запустил в серию МТЗ-50 повышенной энергонасыщенности.
Все организации получили обильное государственное финансирование для своего развития, в них были созданы специальные подразделения. Создавались новые проектно-конструкторские организации. Широкие исследования проводились кафедрами вузов. На научных семинарах, конференциях, ученых советах регулярно обсуждались результаты теоретических исследований и эксплуатационно-технологических испытаний опытных образцов. В периодической литературе, трудах институтов и специальных выпусках публиковались научные статьи. На базе этих работ активизировалась подготовка научных кадров через аспирантуру. В 1965—1966 годах, когда заводы отрасли стали производить продукцию, началось опытное внедрение скоростной техники в колхозы и совхозы.
Вся эта масштабная работа организовывалась и координировалась (и далеко не формально) академиком В.Н.Болтинским. Её результатом было развитие теории трактора, становление творческих коллективов заводских КБ (особенно служб надёжности), внедрение в серийное производство и оснащение сельского хозяйства техникой нового поколения. По общему признанию специалистов, это позволило повысить производительность МТА в 1,5—2 раза.
В своей педагогической деятельности В.Н.Болтинский опирался на результаты исследований как собственных, так и своих многочисленных учеников. Его учебники пользовались большой популярностью. Так, учебник по автотракторным двигателям выдержал семь изданий в нашей стране и переведен на другие языки. Кроме результатов собственных исследований автор включил в него интересные материалы по теории эксплуатации трактора.
Как учёный и специалист в области автотракторных двигателей В.Н.Болтинский в период Великой Отечественной войны был отозван из линейных частей Красной Армии и привлечён к преподавательской деятельности в Академии бронетанковых и механизированных войск.
В 1968—1971 годах В.Н.Болтинский в должности вице-президента ВАСХНИЛ проводил большую работу по организации и повышению эффективности сети научно-исследовательских институтов и станций системы академии и внёс ряд предложений по улучшению её деятельности.
На всех участках деятельности В.Н.Болтинского отличала высокая методичность, исключительная преданность делу, безупречная обязательность, глубокая порядочность. Эти качества проявлялись при проведении исследований и написании учебников, при координации научных исследований и "проталкивании" идей через начальство, при чтении лекций и общении со студентами. Он оставил не только богатое научное наследие. Тракторы и сельхозмашины, созданные при его активном участии, эксплуатируются и поныне.
Биографию подготовил: