Драгомирецкий Владимир Порфирьевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 5285
Драгомирецкий Владимир Порфирьевич – командир 337-го авиационного полка 5-й гвардейской Гомельской авиационной дивизии 4-го гвардейского Гомельского авиационного корпуса авиации дальнего действия (АДД), гвардии майор.
Родился 30 декабря 1914 года в городе Ольвиополь, ныне Первомайск Николаевской области (Украина) в семье служащего. Украинец. В 1930 году окончил 7 классов, затем ФЗУ на заводе «Красная Звезда» (город Кировоград), работал литейщиком. В июле 1934 года окончил Третью объединённую Балашовскую школу пилотов и авиатехников ГВФ. За отличное окончание школы награждён наручными часами. Назначен командиром эскадрильи Енисейской группы гражданского воздушного флота в Красноярске. С 1937 года – лётчик-инструктор Московского территориального управления Аэрофлота. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.
В Красной Армии с июня 1942 года, назначен командиром экипажа самолета 16-го бомбардировочного авиаполка 222-й отдельной дальнебомбардировочной авиадивизии Резерва Верховного Главнокомандования. В действующей армии с 19 июля 1942 года. Летал на американском бомбардировщике Б-25 «Mitchell».
С 29 сентября 1942 года полк был включен в состав авиации дальнего действия.
В период августа-сентября 1942 года в полосах Западного и Сталинградского фронтов В.П.Драгомирецкий неоднократно совершал боевые вылеты на бомбардировку и разведку войск противника. В условиях противодействия зенитной артиллерии и истребителей противника выявлял скопления войск, железнодорожные эшелоны, аэродромы. Выполнял сложные задания по освещению целей для ночной бомбардировки. Приказом командующего авиацией дальнего действия № 096/н от 12 марта 1943 года командир звена 16-го авиационного полка дальнего действия старший лейтенант В.П.Драгомирецкий награжден орденом Красного Знамени.
В марте 1943 года экипаж старшего лейтенанта В.П.Драгомирецкого выполнил 20 успешных боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов и аэродромов противника в районах Гомеля, Брянска, Смоленска. Кроме бомбометания, выполнялись задачи по фотографированию результатов выполнения боевых заданий. Так, 23 марта экипаж выполнял ответственное боевое задание по фотографированию результатов бомбардировки авиацией дальнего действия железнодорожного моста через реку Десна в районе станции Выгоничи. При подлете к цели самолет был встречен плотным зенитным огнем. По команде командира экипажа с высоты 800 метров крупнокалиберными пулеметами огонь противника был подавлен, затем с высокой точностью была произведена аэрофотосъемка моста и прилегающего участка железной дороги. Приказом командующего авиацией дальнего действия № 120/н от 27 марта 1943 года В.П.Драгомирецкий был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
26 марта 1943 года 16-й авиационный полк был преобразован в 14-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.
В ночь с 3 на 4 июня 1943 года при выполнении боевого задания над городом Орёл самолет В.П.Драгомирецкого был обстрелян зенитной артиллерией противника и получил многочисленные пробоины фюзеляжа и двигателей. Командир экипажа сумел благополучно привести плохо управляемый самолет на родной аэродром. Продолжая образцово выполнять боевые задания командования, экипаж гвардии капитана В.П.Драгомирецкого к 18 августа 1943 года выполнил 130 успешных боевых вылетов, углубляясь в тыл противника до 250-300 километров. Им были проведены бомбардировки важных целей противника и контроль выполнения задач авиацией дальнего действия в районах Могилёва, Минска, Орши, Полтавы, Варшавы, Кёнигсберга. За результаты боевой деятельности был представлен командованием полка к присвоению звания «Герой Советского Союза». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года гвардии капитан В.П.Драгомирецкий награжден орденом Ленина.
Зимой 1944 года В.П.Драгомирецкий неоднократно выполнял боевые задания по бомбардировке стратегических целей в глубоком тылу противника. Из пяти вылетов на столицу Финляндии Хельсинки три вылета провел в качестве лидера-осветителя полка и дивизии. Благодаря высокому уровню летного мастерства точно выводил экипажи на цель и своевременной подсветкой обеспечивал прицельное бомбометание подразделений. В ночь с 26 на 27 февраля во время выполнения очередного задания самолет В.П.Драгомирецкого был обстрелян зенитной артиллерий противника, получил 15 осколочных пробоин. Был пробит бензобак правой плоскости, повреждены другие части самолета. Пролетев 700 километров с одним неработающим мотором, экипаж сумел благополучно приземлиться на своем аэродроме и через 1 час 40 минут вылететь на другом самолете на выполнение нового задания. Временно исполняя обязанности командира эскадрильи, гвардии капитан В.П.Драгомирецкий сумел четко организовать работу подразделения и при выполнении боевых задач не допустил ни одного летного происшествия по вине личного состава. Приказом командующего авиацией дальнего действия № 192/н от 14 апреля 1944 года В.П.Драгомирецкий был награжден вторым орденом Красного Знамени.
С марта 1944 года гвардии майор В.П.Драгомирецкий – командир 337-го авиационного полка дальнего действия. К 10 октября 1944 года совершил 212 успешных боевых вылетов на воздушную разведку, бомбардировку железнодорожных узлов и военных объектов в глубоком тылу противника и контроль боевой деятельности частей АДД. Полк под командованием В.П.Драгомирецкого привлекался к выполнению спецзаданий по доставке грузов частям Национально-освободительной армии Югославии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года гвардии майору Драгомирецкому Владимиру Порфирьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5285).
В этот же день приказом народного комиссара обороны СССР 337-й полк был преобразован в 35-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, а после преобразования авиации дальнего действия в 18-ю воздушную армию полк получил наименование «251-й гвардейский бомбардировочный авиационный».
С июня 1944 года по май 1945 года полк под командованием гвардии подполковника В.П.Драгомирецкого произвел 1169 успешно выполненных боевых вылетов. В январе-апреле 1945 года полк действовал в интересах 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов, нанося бомбовые удары по промышленным объектам, железнодорожным узлам и аэродромам противника на территории Чехословакии, Венгрии и Австрии. Учитывая высокий уровень подготовки летчиков, эскадрильям полка при нанесении ударов поручалось ответственное задание по освещению и поджогу целей для всей дивизии. За отличные боевые действия полка по разгрому немецкой группировки в районе озера Балатон и на подступах к Вене гвардии подполковник В.П.Драгомирецкий приказом командующего 18-й воздушной армией № 0197/н от 25 июля 1945 года награжден орденом Александра Невского.
После войны продолжил службу в ВВС. Командовал бомбардировочным авиационным полком, 116-й тяжёлой авиационной дивизией. Дивизия предназначалась для применения первых отечественных «самолётов-снарядов», позже названных «крылатыми ракетами». Командир дивизии генерал-майор В.П.Драгомирецкий в 1954 году одним из первых освоил боевое применение ракетного комплекса «Комета».
В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1961-1969 годах – командир 6-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса, генерал-лейтенант авиации.
19 августа 1965 года состоялось первое награждение знаком «Заслуженный военный лётчик СССР». Среди 29 лучших на то время военных лётчиков страны был и генерал-лейтенант В.П.Драгомирецкий.
В 1976 году вышел в отставку. Жил в Москве. Умер 23 августа 1979 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Заслуженный военный лётчик СССР (1965). Награжден 3 орденами Ленина (18.09.1943; 5.11.1944; 31.10.1967), 3 орденами Красного Знамени (12.03.1943; 14.04.1944; 30.12.1956), орденами Александра Невского (25.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (27.03.1943), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950; 22.02.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1945), другими медалями, орденом «Партизанская звезда» 1-й степени (СФРЮ).
Из наградного листа на гвардии майора В.П.Драгомирецкого:
«В истории Авиации Дальнего Действия золотыми буквами будут красоваться имена знатных летчиков – героев Отечественной Войны.
Имя прославленного летчика – командира 337 авиационного полка гвардии майора Владимира ДРАГОМИРЕЦКОГО будет в числе первых украшать боевую страницу истории.
Владимир ДРАГОМИРЕЦКИЙ это не просто летчик – это летчик, мастер высшего класса. В нем воплощены все лучшие качества, которыми должен обладать современный летчик. 1.300.000 километров, 4.170 часов – таков летный счет ДРАГОМИРЕЦКОГО. На всех типах боевых и транспортных самолетов, какие только существуют в СССР, летал ДРАГОМИРЕЦКИЙ.
Отечественная война с германским фашизмом дала возможность летчику ДРАГОМИРЕЦКОМУ развернуть во всю ширь свой летный талант и на деле, во имя служения Родине, отдать самого себя.
В июне 1942 года ДРАГОМИРЕЦКИЙ из Гражданского Воздушного Флота попадает в один из боевых полков Авиации Дальнего Действия. Это открывает ему новую страницу в его личной летной жизни, и только теперь сбылась его заветная мечта попасть в Действующую Армию.
За период боевых действий ДРАГОМИРЕЦКИЙ лично на самолете Б-25 в системе АДД совершил 212 боевых вылетов, из них 10 днем, в том числе на дальние цели 23 вылета.
1 вылет на Инстенбург ………………………. 23 апреля 1943 года
1 -//- Кенигсберг ………………………. 28 апреля -//-
1 -//- Брест ……. ………………………. 4 мая -//-
1 -//- Варшаву …………………………. 13 мая -//-
5 вылетов Хельсинки …………………………7, 8, 17, 27, и 28 февраля 1944 г.
Из них 3 вылета в качестве лидера-осветителя.
2 вылета на Констанцу ……………………….. 13 и 19 апреля 1944 г.
1 вылет на Галац ……….……………………. 18 апреля -//-
11 вылетов в Югославию на спецзадание ………. 4 и 5 мая, 10 и 23 июня, 1, 22, 23, 27, 28, 29 и 30 августа – 44 г.
Летая на боевые задания и особенно на дальние цели, ДРАГОМИРЕЦКИЙ всегда является лидером-осветителем-контролером. Лучшим экипажем-фотографом в АДД является экипаж ДРАГОМИРЕЦКОГО.
За образцовое выполнение боевых заданий ДРАГОМИРЕЦКИЙ имеет 4 правительственные награды.
После последнего награждения, уже будучи командиром полка совершил 36 боевых вылетов, из них 14 на дальние цели: 2 вылета на Констанцу, 1 на Галац и 11 на спецзадание в Югославию, в качестве лидера.
В настоящее время летает в составе экипажа: штурман гвардии майор КИРИЛЛОВ, стрелок-радист гвардии младший лейтенант САРАНЧА, воздушный стрелок гвардии старшина СУХАНОВ. Правый летчик летает из числа молодых обучающихся.
Боевая работа гвардии майора ДРАГОМИРЕЦКОГО полна ярких примеров беззаветной храбрости и героизма. Наиболее характерные из них:
В период подготовки и перехода в наступление наших войск под Сталинградом была выделена от 222 ад группа самолетов в составе 5-ти экипажей, куда входил и экипаж ДРАГОМИРЕЦКОГО. ДРАГОМИРЕЦКИЙ с аэродрома Розбойщина произвел 5 вылетов днем в разведку района Миллерово-Каменск-Шахтинский в глубину 250-300 километров в тыл противника. Разведкой установлено и подтверждено фотоснимками большое скопление железнодорожных эшелонов на станциях и перегонах, обнаружен новый аэродром противника с большим количеством самолетов, обнаружены и сфотографированы колонны войск и техники Сталинградской группировки немцев и все эти разведданные доставлены командованию Сталинградского фронта. Экипаж ДРАГОМИРЕЦКОГО за отличное выполнение задания получил благодарность.
27 августа 1942 года экипаж ДРАГОМИРЕЦКОГО выполнял задание командования по разведке выдвижения войск противника к линии фронта в районе Вязьма-Сычевка. Обнаружив движущуюся из района Вязьмы к линии фронта автоколонну до 100 машин с войсками и грузами, ДРАГОМИРЕЦКИЙ донес командованию по радио. Несмотря на близость истребительного аэродрома противника, командир экипажа смело принял решение снизиться и атаковать противника. Снизившись до бреющего полета, из всех пулеметных точек обстрелял колонну противника, в результате атаки несколько машин загорелось, три бензоцистерны взорвались. Остальная колонна была рассеяна.
В период с марта по сентябрь 1943 года экипаж ДРАГОМИРЕЦКОГО, как лучший экипаж-фотограф, наряду с выполнением бомбардировочных действий, выполнял специальные задания командования АДД по фотографированию результатов боевой работы всех частей АДД. За этот период экипаж ДРАГОМИРЕЦКОГО сделал 42 успешных фотоснимка, из них 6 всей АДД и 36 частей гвардейского авиационного корпуса, все фотоснимки получили оценку ОТЛИЧНО.
Не редки случаи, когда экипажу приходилось выполнять задания в сложных метеоусловиях и интенсивного противодействия ПВО противника, так например:
23 марта 1943 года ДРАГОМИРЕЦКИЙ выполнял ответственное задание по фотографированию результатов бомбардировки частями АДД железнодорожного моста через реку Десна у станции Выгоничи. При подходе к цели экипаж был встречен сильным огнем ЗА и МЗА, что препятствовало выполнению задания. По приказанию командира корабля интенсивным прицельным огнем всех пулеметов с Н-800 метров огонь ЗА и МЗА был частично подавлен. После чего была произведена маршрутная аэрофотосъемка моста и железной дороги. За выполнение этого ответственного задания с отличной оценкой весь экипаж ДРАГОМИРЕЦКОГО награжден правительственными наградами.
13 мая 1943 года ДРАГОМИРЕЦКИЙ выполнял специальное задание по фотографированию результатов боевой работы частей АДД по цели Варшава. При подходе к цели экипаж обнаружил скопление войск противника на станции Варшава Пассажирская и Товарная. Несмотря на противодействие ЗА и МЗА экипаж, снизившись до бреющего полета, пулеметным огнем штурмана и стрелка обстрелял войска противника, после чего было произведено фотографирование результатов бомбометания, результаты роботы получили оценку ОТЛИЧНО.
28 мая 1943 года при бомбардировочном налете на город Могилев несмотря на сильный огонь ЗА задание выполнено успешно, создан один очаг пожара и сброшено 10.000 листовок, сфотографирована цель.
В ночь со 2-го на 3 мая 1943 года несмотря на сильное противодействие ЗА и прожекторов противника, отлично выполнил задание по фотографированию результатов бомбардировки железнодорожных эшелонов и штабов противника в г.Минске частями АДД. В эту ночь взорвано и сожжено несколько эшелонов, прямым попаданием разрушен штаб немцев в бывшем доме Правительства. Эффективность бомбардирования была подтверждена фотоснимками экипажа ДРАГОМИРЕЦКОГО. В ночь с 3-го на 4 июня 1943 года экипаж фотографировал результаты бомбометания частей 4 гв. АК по железнодорожному узлу орел. Над целью самолет и моторы получили сильное повреждение от осколков зенитного снаряда, самолет стал плохо управляем. Командир корабля ДРАГОМИРЕЦКИЙ благополучно привел корабль на свой аэродром.
Таких эпизодов из боевой жизни ДРАГОМИРЕЦКОГО не один десяток.
337 авиационный полк, которым командует гвардии майор ДРАГОМИРЕЦКИЙ за время своего существования с июня 1944 года совершил только успешных 514 боевых вылетов из коих 353 на спецзадание по оказанию помощи НОАЮ.
Полк, как боевая единица, сколочен и имеет в своем составе 27 боевых экипажей.
Лично тов. ДРАГОМИРЕЦКИЙ является образцом дисциплинированности, организованности и высокой моральной выдержанности. Волевой и строгий командир. Пользуется боевым заслуженным авторитетом среди личного состава и командования.
За период пребывания в составе действующей армии майор ДРАГОМИРЕЦКИЙ вырос от рядового летчика до командира полка дальних бомбардировщиков.
Верный сын своей Родины гвардии майор ДРАГОМИРЕЦКИЙ на деле разгрома немецких захватчиков отдает все силы и знания не щадя ни сил, ни самой жизни.
Преданность делу Партии ЛЕНИНА – СТАЛИНА и Советской Родины доказал боевыми делами.
ВЫВОД: За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом мужество, храбрость и геройство, достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».
Командир 5 гвард. Авиационной Гомельской дивизии ДД
Гвардии полковник КОНДРАТЬЕВ
10 октября 1944 года»
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Присвоить звание Героя. - Красноярск, 2014