Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Родных Михаил Васильевич

 
Родных Михаил Васильевич
05.11.1906 - 28.12.1970
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 25.03.1943 Медаль № 914

    Памятники
  Надгробный памятник
  г. Воронеж, бюст


Родных Михаил Васильевич - заместитель командира эскадрильи 890-го авиационного полка 45-й авиационной дивизии авиации дальнего действия, капитан.

Родился 5 ноября 1906 года в Воронеже в семье рабочего. Русский. В 1928 году призван в ряды Красной Армии. В 1929 году окончил военную школу авиаспециалистов. В 1930 году демобилизовался.

Окончил авиационный техникум в Ленинграде. Был пилотом, затем командиром транспортного отряда Гражданского воздушного флота. В качестве бортмеханика отлетал два года на линии Ташкент-Сталинабад-Душанбе и как перспективный специалист был направлен на дальнейшую учебу.

М.В. Родных попал по спецнабору в 1-ю Батайскую авиационную школу высшей лётной подготовки. Учились здесь по ускоренной программе. Стране срочно нужны были лётчики - советская промышленность приступила к серийному выпуску больших дизельных самолётов.

И снова - Средняя Азия. М.В. Родных был прикомандирован к Ленинабадскому аэроузлу на постоянной основе как ценный специалист, уже имевший опыт полетов в сложных условиях горной местности. В тридцатые годы М.В. Родных облетал все Каракумы, как свои пять пальцев изучил Памир, с закрытыми глазами мог приземлиться в Чарджоу, Ашхабаде, Алма-Ате.

Летать приходилось над огромными безлюдными пространствами в отсутствии ориентиров, приземляться и взлетать там, где для этого практически не было никаких условий. М.В. Родных прекрасно знал, ради чего рисковал жизнью своей и окружающих: в среднеазиатских пустынях началось освоение месторождений цветных металлов.

За неполные десять лет М.В. Родных прошел путь от командира самолёта до старшего пилота авиационной эскадрильи. За это время получил почетное звание "лётчика-миллионера" - пилота, налетавшего на гражданских трассах свыше одного миллиона километров.

С первого дня войны лётный состав Гражданского воздушного флота переходит в распоряжение Минобороны. На фронт мобилизуются все пилоты. М.В. Родных определили в состав 81-й авиационной дивизии. В первые месяцы войны она, как и многие другие, формировалась в Казани. Место для этого выбрано было не случайно. Ещё в первые годы индустриализации в столице Татарии была заложена мощная база по производству авиационной техники.

Здесь работали два крупных авиационных завода, несколько вспомогательных производств, по последнему слову техники был оборудован аэропорт, сооружены две дополнительные бетонные взлетно-посадочные полосы. Здесь стоял авиационный полк. В дальнейшем Казань станет местом дислокации одной из дивизий авиации дальнего действия, которая как особое ударное подразделение будет сформирована в начале 1942 года. Но летать пока предстояло на первых, часто "допотопных" модификациях "Анов", "Илов" и "Яков". "Небесные тихоходы" По-2, а также тяжелые бомбардировщики АНТ-9 и ТБ-3 на вооружении появятся позднее.

После укомплектования лётное подразделение М.В. Родных было расквартировано в небольшом Пушкине - бывшем Царском Селе. В задачи эскадрильи входила защита осаждённого Ленинграда. Именно в небе над городом на Неве в начале августа 1941 года произошла первая встреча М.В. Родных с вражескими истребителями.

Боевое крещение он вспоминать не любил - приземлился он благополучно, но недосчитался своих товарищей, поднявшихся в составе авиационного звена в тот день. Никто из них из боя не вернулся. Да и сам М.В. Родных не помнил, как дотянул до родного аэродрома.

Наступили военные будни: каждодневные вылеты на прикрытие наземных войск, разведку, штурм вражеских аэродромов, охоту за подвижными целями противника на земле, бомбежку железнодорожных эшелонов.

В октябре 1941 года М.В. Родных становится заместителем командира авиационной эскадрильи. В дальнейшем участвует в многочисленных вылетах на боевые операции при обороне Москвы, Сталинграда, на Курской дуге.

На боевом аэродроме самолёты взлетают и садятся беспрерывно. Как только приземляется По-2, подъезжают грузовик с бомбами, бензо- и маслозаправщики. Пока экипаж докладывает о выполнении задания, механики осматривают машину, заправляют её. Каждую ночь по нескольку часов в воздухе. Один маленький По-2 за ночь сбрасывал около полутора тонн бомб. В этом он не отставал от тяжелого бомбардировщика.

Выходных на войне не было. Разве что если туман, метель. Но и тогда экипажи не покидали своих машин - сидели в кабинах и ждали улучшения погоды. Наши По-2 допекли немцев. Пришел конец их терпению. Фашистское командование издало приказ о формировании подразделений ночных истребителей специально для борьбы с "рус-фанер". Каждому, кто собьет По-2, обещан Железный крест и краткосрочный отпуск домой. Началась настоящая охота на наших лётчиков.

Вот истребитель подкрадывается к освещённому немецкими прожекторами с земли По-2 и бьет зажигательными снарядами. Наш самолёт вспыхивает и, оставляя черный дымный шлейф, падает, взрываясь на земле. Экипаж погибает вместе со своим самолётом.

Однажды М.В. Родных выполнял ответственное задание, инициированное самой Ставкой. Наша разведка в Смоленске и Минске выявила огромные вражеские запасы авиабомб и вооружения. Естественной была возникшая у нашего командования мысль об уничтожении их.

М.В. Родных к вылету готовился около недели. Идти предстояло - дабы не быть замеченным врагом - без связи на высоте восемь с половиной тысяч метров. Дизельные двигатели, которыми были оснащены тогда самолёты, не любили таких высот и в полете то и дело пугающе "чихали".

За бортом - минус сорок по Цельсию, а кабина не отапливается. Начеку надо быть и относительно нежелательной встречи с немецкими истребителями или при обнаружении огня зенитных орудий противника. Но с заданием М.В. Родных справился отлично. Отбомбившись, "вытянул" не менее опасный обратный путь. В результате наша авиация полностью уничтожила стратегические склады врага.

К 15 февраля 1943 года заместитель командира эскадрильи 890-го авиационного полка капитан М.В. Родных на тяжелом бомбардировщике произвел 85 ночных боевых вылетов в глубокий тыл противника.

В марте 1943 года М.В. Родных выполнил особое правительственное задание. Его включили вторым пилотом в экипаж подполковника Э.К. Пусэпа (штурман подполковник С.Ф. Ушаков), самолёт которого доставил делегацию Советского правительства в Англию и совершил обратный перелёт в Москву. Поручение составляло государственную тайну — следовало доставить правительственный пакет королю Великобритании Георгу VI.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм капитану Михаилу Васильевичу Родных присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 914).

После Курской дуги задачи дальней авиации были скорректированы. Акцент перемещается с защиты своих городов на бомбардировку промышленных объектов в тылу врага. С лета 1943 года такие полёты становятся для М.В. Родных регулярными. Он неоднократно вылетал на бомбардировку Берлина, Кенигсберга, Данцига. Не все возвращались с таких заданий. Ему же везло. Но каждое возвращение было сродни подвигу. Бывало, до родного аэродрома дотягивал в состоянии изнеможения и отсыпался по возвращении сутками.

9 июня 1943 года при возвращении с боевого задания наш самолёт был обстрелян зенитным огнем противника на его территории. Бомбардировщик загорелся, экипаж спасся на парашютах. От преследования противника уходили несколько дней, не смыкая глаз ни днём, ни ночью. В плен М.В. Родных попал на последних километрах перед линией фронта при попытке пересечь её.

Был заключен в концлагерь. В заключении находился до 26 апреля 1945 года. Был освобожден войсками 7-й американской армии. В составе группы заключенных попал к своим. Прошёл соответствующую проверку органов госбезопасности, в результате чего подозрения в предательстве с М.В. Родных были сняты. Освобождён в сентябре 1945 года.

По возвращении в часть М.В. Родных был восстановлен в своей прежней должности заместителя командира 890-го авиационного полка 45-й авиационной дивизии. После окончания Великой Отечественной войны ещё десять лет служил в Военно-Воздушных силах под Оршей.

С 1953 года подполковник М.В. Родных — в запасе. Работал руководителем полётов в аэропорту в Казани. Скончался 28 декабря 1970 года. Похоронен в Казани на Арском кладбище.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.


 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Гринько А.И., Улаев Г.Ф. Богатыри земли Воронежской. Воронеж, 1965