Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Зеленов Евгений Алексеевич

 
Зеленов Евгений Алексеевич
18.11.1951 -
Герой Российской Федерации


    Даты указов
1. 15.01.1993 Медаль № 12


Зеленов Евгений Алексеевич - командир 110-го Трансильванского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова военно-транспортной авиационной дивизии, полковник.

Родился 18 ноября 1951 года в селе Смышляевка, ныне Волжского района Самарской области. Русский. Окончил среднюю школу в городе Куйбышев (ныне Самара).

В Вооружённых Силах СССР с 1969 года. В 1973 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в Военно-транспортной авиации ВВС СССР. Был помощником командира корабля транспортной авиации, с 1975 года - командиром корабля, с 1978 года - командиром отряда в 37-м военно-транспортном авиационном полку 6-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии.

В 1979 году служба забросила Евгения Зеленова в такие края, которые ранее видел только на географической карте - в Индокитай. Он выполнял ответственные задания по оказанию интернациональной помощи народам Кампучии (ныне Камбоджа) и Вьетнама. В том самом 1979 году в Кампучии был свергнут при поддержке вьетнамской армии режим «красных кхмеров» Пол Пота и по всей стране велись ожесточенные боевые действия с остатками его армии. А затем во Вьетнам с севера вторглась китайская армия, и туда срочно перебрасывались из Кампучии наиболее боеспособные и закаленные в боях части. Поэтому командировка выдалась горячей. А ведь надо было еще, и обучать молодых летчиков этих стран.

Однако и возвращение домой не принесло летчику отдыха, а его семье покоя - в 1980 году его переводят на должность командира отряда военно-транспортной авиации в один из смешанных авиационных полков 40-й армии Туркестанского военного округа. Уже несколько месяцев армия вела боевые действия в Афганистане, а летчики военно-транспортной авиации непрерывно снабжали ее всем необходимым. Переполненные самолеты летели без наземного обеспечения, подвергались обстрелам и в воздухе, и при взлетах, и при посадках и на самих аэродромах. Уже понюхавший пороху пилот не терялся в тяжелых ситуациях, тяжелая машина всегда приземлялась там, где нужно и тогда, когда нужно. Наградой стал орден Красной Звезды. В 1981-1982 годах Е.А. Зеленов командовал эскадрильей в родном 37-м военно-транспортном авиационном полку.

Затем прошли три года учебы в Военно-Воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, а после ее окончания с 1985 года Е.А. Зеленов - заместитель командира 708-го отдельного военно-транспортного авиационного полка. Видимо, такая оказалась судьба у летчика, что в какие бы летные части его не забрасывала военная служба, именно им доставались самые опасные задачи. Так и сейчас: именно этот полк был привлечен к ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Через несколько лет за те полеты Евгений Зеленов будет награжден орденом Мужества. А в 1988 году летчики уже сажали свои перегруженные транспортники на вдребезги разбитых аэродромах Армении после катастрофического землетрясения в Спитаке и Ленинакане.

С 1989 года Е.А. Зеленов командует 110-м военно-транспортным авиационным полком. Как будто мало было офицерам неопределенности и нервотрепки у себя на Родине в те смутные времена - жизнь добавила еще одну боевую задачу. В конце августа 1992 года в полк пришел приказ - срочно вылететь в столицу Афганистана город Кабул и вывезти оттуда российских и иностранных граждан, которым угрожала опасность от окруживших город отрядов моджахедов. Брошенное на произвол судьбы новыми властями России правительство Наджибуллы в Афганистане не смогло удержаться у власти. Только вот своевременную эвакуацию посольства, торгпредства и прочих российских организаций в Афганистане наше руководство, в отличие от большинства других стран, организовать не сумело. И пришлось опять военным летчикам брать курс на далекий Кабул. В воздух поднялись три транспортника, за штурвалом ведущего самолета сидел сам командир полка – Е.А. Зеленов. Был мирный день 28 августа 1992 года.

Кабульский аэродром всегда был сложным сам по себе. Но если в восьмидесятых годах каждый борт встречали и вели до полосы наши авиадиспетчеры, сейчас никто летчиков там не ждал. Здания аэропорта и взлетно-посадочная полоса уже несколько дней обстреливались моджахедами, многие объекты и самолеты на стоянках сгорели, афганский персонал разбежался. Впрочем, по садящимся самолетам никто не стрелял - видимо, надеялись захватить. Один за другим транспортники сели на разбитую полосу, подрулили к уцелевшим зданиям, началась загрузка людей. Вот тогда и загремели взрывы - начался мощный ракетно-артиллерийский обстрел. Летчики забрали всех, никакие предельные нормы загрузки самолетов не соблюдались. По воспоминаниям очевидцев, приходилось силой отбирать у людей и выбрасывать на бетонку тяжелые вещи, в том числе телевизоры, музыкальную аппаратуру, ковры. Вот наконец и взлет. Но когда транспортник Евгения Зеленова тяжело набирал высоту над самыми гребнями вершин окрестных гор, с земли поступил сигнал тревоги - прямое попадание ракеты в третий, последний самолет. Командир второй машины, подполковник Анатолий Степанович Копыркин остановил разгон своей машины, развернул ее и подрулил к горящему самолету. Участвовавшие в рейде десантники эвакуировали из него всех пассажиров и экипаж. Никто не знает, как все люди поместились в последнем самолете, и почему он после этого вообще взлетел, но факт есть факт. Самолет полковника Зеленова все это время висел над аэродромом, командир полка корректировал по рации действия своих подчиненных и передавал им сообщения об обстановке. Оба самолета получили повреждения, но мастерство пилотов выручило - через несколько часов благополучно приземлились на одном из российских аэродромов. Кроме наших граждан, был вывезен персонал еще четырех посольств.

Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула полковнику Зеленову Евгению Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда" (№ 12). Этим же указом звания Героев были присвоены и другим участников героического рейда - подполковнику Анатолию Копыркину и гвардии старшему сержанту Сергею Арефьеву.

Продолжил службу в ВВС РФ. С 1992 года он - заместитель командира 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии. А в декабре 1995 года судьба сделала еще один крутой поворот - полковник Зеленов был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу в Новгородской области. В декабре 1999 года в том же одномандатном округе был избран депутатом Государственной думы вторично, победив на выборах небезызвестного Г. Бурбулиса. Состоял во фракции «Российские регионы». Был членом Комитета по обороне Государственной Думы, а также членом постоянной делегации Государственной думы РФ в Парламентской Ассамблее ОБСЕ.

В 2001 году в одной из поездок на Северный Кавказ вертолет Пограничных войск, в котором находились депутаты Государственной думы РФ Е. Зеленов и А. Арбатов, попал под обстрел боевиков в Ингушетии и получил тяжелые повреждения. Жизнь всем находившимся на борту спас командир экипажа подполковник Л.С. Константинов, получивший смертельные ранения и скончавшийся через несколько минут после своей последней посадки вертолета...

В 2003 году Евгений Зеленов проиграл очередные выборы в Государственную Думу РФ. В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности - юрист. Работает заместителем руководителя аппарата фракции «Единство» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Живет в городе-герое Москве.

Награжден орденами Красной Звезды (1982), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1989), Мужества, медалями. Заслуженный военный летчик Российской Федерации (18.08.1994).

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым