Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Изгагин Борис Георгиевич

Изгагин Борис Георгиевич

10.02.1919 - 08.09.2013

Герой Социалистического Труда

Даты указов

29.03.1976

Медаль № 17691

Орден Ленина № 424536

Изгагин Борис Георгиевич – директор Пермского моторостроительного завода имени Я.М. Свердлова Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 10 февраля 1919 года в посёлке Чусовой Пермского уезда Пермской губернии, ныне – город в Пермском крае, в многодетной (семеро детей) семье железнодорожника (отец – кондуктор, мать – домохозяйка). В апреле 1929 года от несчастного случая погиб отец. Все заботы легли на плечи 34-летней матери.

Закончив седьмой класс в чусовской железнодорожной школе №8, в 1935 году решил поступить в Свердловский электротехнический институт, но в последний момент поехал в Пермь, находящуюся в 132 км от Чусового, в авиационный техникум, который позднее был назван именем А.Д. Швецова.

Учился с увлечением, постигая математику, физику, химию, проходил стажировку на знаменитом уже в то время авиационном заводе имени И.В. Сталина. Жить было трудно (надо было каким-то образом помогать семье), и поэтому Борис с друзьями студентами ходили подрабатывать – главным образом на разгрузку пароходов.

В 1939 году после окончания техникума он пришёл на завод имени И.В. Сталина (позднее имени Я.М. Свердлова, ныне – Пермский моторостроительный комплекс). 8 августа начался его трудовой стаж на прямом производстве, на сборке авиадвигателей. Работников с техническим образованием в предвоенные годы было не так много, и молодые специалисты того времени были на виду: применение знаний, проявление энергии поощрялось товарищами по работе и начальством.

На сборке он прошёл путь от технолога до начальника сборочного цеха. В первые дни Великой Отечественной войны подал заявление об отправке на фронт - не отпустили.

В 1947 году завод направил 40 человек технических работников на учебу в Свердловский политехнический институт. Стал студентом-заочником и Б.Г. Изгагин. В 1953 году он защитил диплом по специальности инженера-механика.

В 1964 году его назначили руководителем второго производства, иными словами – ракетного. 19 февраля 1973 году стал директором моторостроительного завода имени Я.М. Свердлова.

Участвовал в освоении и постановке на серийное производство авиационных двигателей РД-ЗМ, АИ-20, Д20П, ДЗ0, ДЗ0Ф6 для самолетов Ту-104 и МиГ-31; авиационных двигателей и редукторов для вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-26; ракетных жидкостных двигателей для военно-космического комплекса; газоперекачивающих установок, энергоустановок, мотоблоков для народного хозяйства.

Принимал участие в развитии мощностей цехов подготовки производства, заготовительного производства и цехов основного производства, внедрении новых технологических процессов: точного стального литья по выплавляемым моделям; титанового литья; вальцовки лопаток; электрохимической обработки рабочих лопаток. Разработки внедрены на моторостроительных заводах СССР.

Предприятие шло не только в ногу со временем, но и опережая его. 1970-х годах важнейший технический период в истории завода, ознаменованный массовым внедрением нового оборудования, повышением квалификации всех работающих в коллективе. Это коренным образом сказалось на производительности труда и удешевлении техники. Среди 13 моторных заводов страны пермское предприятие всегда входило в число ведущих. Не случайно в 1984 году завод был награждён орденом Октябрьской Революции.

Не меньшее внимание Б.Г. Изгагина занимало и решение так называемого «вопроса соцкультбыта». Ежегодно завод строил 30 тысяч квадратных метров жилья. Каждый год трудящиеся предприятия получали бесплатно 600 квартир. Завод имел 42 детских садика, подсобное хозяйство (172 головы крупного рогатого скота, 2,5 тысячи свиней), широкую сеть общепита. Особой заботой директора было и производство товаров народного потребления. Так, при Б.Г. Изгагине завод выпускал ежемесячно семь тысяч мотоблоков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1976 года («закрытым») Изгагину Борису Георгиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1986 году подал заявление министру авиационной промышленности СССР об освобождении его от должности директора по собственному желанию, которое было удовлетворено.

Покинув пост руководителя, почти сразу же вернулся на родной завод инженером в эксплуатационном отделе. И лишь в 2004 году, отметив 85-летие, написал своё окончательное заявление об увольнении. Общий непрерывный трудовой стаж Б.Г. Изгагина составил 65 лет.

Жил в Перми. Умер 8 сентября 2013 года. Похоронен на Южном кладбище в Перми.

Лауреат Государственной премии СССР (1984). Награждён 2 орденами Ленина (29.03.1976, 10.03.1981), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (22.07.1966), «Знак Почёта» (12.07.1957), медалями. Почётный авиастроитель (1984). Почётный гражданин Перми (1997). 


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков