Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Романов Пётр Иванович

 
Романов Пётр Иванович
06.06.1918 - 18.04.1945
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 4057


Романов Пётр Иванович - командир звена 108-го авиационного полка дальнего действия (36-я авиационная Смоленская Краснознамённая дивизия дальнего действия, 8-й авиационный Смоленский корпус дальнего действия, Авиация дальнего действия), капитан.

Родился 6 июня 1918 года в селе Серебряные Пруды Венёвского уезда Тульской губернии, ныне посёлок городского типа Московской области. Из семьи крестьянина. Русский.

С 1931 года жил в Москве, в семье старшего брата. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при 1-м Московском Государственном подшипниковом заводе. Работал слесарем 1-го Московского Государственного подшипникового завода. Окончил Тушинский аэроклуб Осоавиахима.

В Советской Армии с 1940 года. Окончил Кировобадскую военную авиационную школу пилотов имени В.С. Хользунова в 1941 году. Служил в ВВС Закавказского военного округа. В августе 1941 года участвовал в операции по вводу советских войск в Иран.

На фронтах Великой Отечественной войны с 13 октября 1941 года. Принимал участие в боях на Северо-Западном фронте в составе 42-го бомбардировочного авиационного полка, совершил 17 боевых вылетов. В марте 1942 года полк передан в состав Авиации дальнего действия, лётчик П.И. Романов продолжил воевать в его составе. Участвовал в обороне Москвы. В августе-сентябре 1942 года содействовал советским войскам при обороне Сталинграда, совершив 17 боевых вылетов по скоплениям врага в его прифронтовой полосе. Осенью 1942 года совершил 7 боевых вылетов на подавление немецкой дальнобюойной артиллерии, обстреливавшей Ленинград. летал на бомбардировку эелезнодорожных и аэродромных узлов врага в Смоленске, Дно, Брянске, Минске, Полтаве, Орше, Гомеле, Орле, Витебске, Вязьме, Курске, Воронеже. В мае 1943 года бомбил промышленное объекты врага в Варшаве. Член ВКП(б) с 1942 года.

В составе авиационных групп специального назначения трижды действовал в Заполярье: в мае-июне и в октябре-ноябре 1942 года. В третий раз, с 22 ноября 1943 года по 20 февраля 1944 года входил в состав оперативной группы 8-го авиакорпуса - "Север-3", самолёты Ил-4 которой базировались на аэродроме под Мурманском. Главной задачей этой группы являлась боевая работа в интересах Северного флота. В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве командира экипажа (штурман капитан Прокудин А.Н.) участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Северная Норвегия). В небе Заполярья выполнил 49 боевых вылетов.

Командир звена 108-го авиаполка дальнего действия (36-я авиадивизия дальнего действия, 8-й авиакорпус дальнего действия, АДД) капитан Романов П.И. к концу февраля 1944 года совершил 209 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в тылу противника, железнодорожных узлов, эшелонов и складов. На противника было сброшено 206,5 тонн авиабомб. Сожжено на земле 10 самолётов, уничтожено 27 складов, 5 железнодорожных эшелонов, 11 станционных и аэродромных зданий, подавлен огонь 9 зенитных точек, вызвано 27 крупных и средних взрывов, 63 очага пожара, 47 прямых попаданий в аэродромные объекты врага. экипаж успешно провёл 6 воздушных боёв с вражескими истребителями.

За образцовое выполнение боевых зданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года капитану Романову Петру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Продолжил сражаться с врагом. Выполнил 300 боевых вылетов. Заместитель командира эскадрильи капитан П.И. Романов погиб в боевом вылете под Берлином в ночь на 18 апреля 1945 года, доведя подбитый зенитным огнём бомбардировщик до цели и точно накрыв её за секунды до того, как горящий самолёт взорвался в воздухе. Похоронен в городе Мюнхеберг (Германия).

Капитан (1944). Награждён орденами Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (31.12.1942), Отечественной войны 1-й степени (17.06.1943), Красной Звезды (20.06.1942), медалями "За оборону Сталинграда" (1943), "За оборону Москвы" (1944), "За оборону Ленинграда" (1943).

Именем Героя Советского Союза Романова П.И. названы средняя школа № 490 в Москве, улицы в городе-герое Москве и в посёлке Серебряные Пруды Московской области. На заводе, где он работал, установлена мемориальная доска.

Справка из музея воинской части:

"Романов Петр Иванович родился в 1918 г. в деревне Серебряные Пруды Московской области. Русский. Член КПСС с 1942 г. Командир звена 108-го авиационного полка, капитан. На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 г.

Выполняя боевые задания в сложных метеорологических условиях, всегда показывал рвение, смелость и разумное упорство в достижении и точном поражении заданной цели, боевое мастерство и высокую физическую выносливость, чем зарекомендовал себя одним из лучших летчиков 108-го полка.

Более 70 вылетов совершил капитан Романов П И. на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу врага, в том числе на города Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Тильзит.

В ночь на 13 мая 1943 г участвовал в налете на военно-промышленные объекты Варшавы. Экипаж достиг цели и, несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии и противодействие прожекторов, точно бомбардировал ее. На железнодорожном узле города возникло три пожара средней силы и произошел сильный взрыв. Но ещё в начале полёта экипаж вынужден был сбросить подвесные баки с горючим из-за неисправности подвесной системы, а встречный ветер на пути к цели ещё больше сократил запас горючего. Всё это сделало обратный маршрут трудным и сложным. Экономя горючее, лётчик летел попеременно то на одном, то на другом моторе. И все же горючего не хватило. В районе Калинина Романов произвёл посадку прямо в поле. Посадка была произведена без повреждений самолёта и экипажа. Задание было успешно выполнено.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 г. Романову П.И. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но не пришлось капитану Романову П.И. встретить День Победы. 18 апреля 1945 г. за две недели до окончания войны он погиб в районе Альт-Ланберга, под Берлином".

О своём командире вспоминает Герой Советского Союза Прокудин А.Н.:

"- Как только нам с Петром Романовым вручили партбилеты, так через день-два командование включило нас в состав оперативной группы АДД для работы под Сталинградом.

Тут мы по ночам бомбили колонны техники. Днём фашист пер по степи, а на ночь норовил стать в балку, где ручей бежит, чтобы кашеварить было можно. Когда такую балку накрывали сразу несколько самолётов, пламя вверх вулканом било и рвалось там и горело до утра, а с утра до вечера чадом по ветру тянуло.

В составе оперативных групп на Севере наш экипаж работал трижды. В третий раз как стали собирать опергруппу, командование принялось искать, какие экипажи заполярный опыт имеют. Таких два экипажа нашлось, что из первого состава уцелели, остальным вечная память. Потому расскажу о работе на Севере, кто же вам ещё расскажет? Скоро одни бумажки останутся. Когда шли союзные конвои, у нас была главная задача - бороться с германской торпедоносной и бомбардировочной авиацией, держать её на аэродромах Хебуктен, Лаксельвен, Луостари, Киркенес и других, чтоб не взлетала. Брали мы стокилограммовые фугаски, чтоб воронок побольше числом получилось, и бомбили взлётно-посадочные полосы. Аэродромов-то много, а сил у нас маловато, поэтому летали круглосуточно и бомбили по графику. Весь смысл в том заключался, чтобы фашисты не успевали аэродромы в порядок приводить.

А теперь скажите, как с погодой быть. Ясных дней на Севере мало, облачность низкая чаще всего сплошная. Взлетать и садиться можно, а бомбить прицельно нельзя, потому что не видно земли. Со смекалкой и тут приспособились: до каждого аэродрома подлётное время до секунды рассчитали. Долетел до расчётной точки - бомби. Тут, конечно все на штурманской квалификации строилось. Курс надо было выдерживать точно, ветер ловить и все поправки на него учитывать.

Побольше бы нам силёнок в те дни. Другой раз обидно бывало до горечи. Видишь самолёты на стоянке, а трогать их тебе запрещено, потому что расходовать бомбы на любые цели, кроме взлётно-посадочных полос, нам строжайше запрещалось. "Пройдёт конвой, тогда бомби стоянки!" - так нам говорили. А сейчас всю стаю надо на земле держать, так что наша задача рой фугасками воронки на ВПП, чтобы фриц их засыпать и трамбовать не поспевал. Так и воевали мы без сна круглосуточно в воздухе, а немец с тачками бегает. Мы роем - он закапывает, мы роем - он закапывает.

А конвой тем часом идёт.

В сорок четвертом году нас с Романовым рассадили по разным самолётам. Меня в должности тогда повысили, назначили штурманом эскадрильи, и летать я стал с комэском. Петру дали хорошего штурмана работал тот честно. Погиб Пётр Иванович в апреле 1945 года в районе Альт-Ланберга, почти над Берлином, у меня на глазах.

Был вылет полка на бомбёжку. Подходим к цели. Романов лидирует полк, его самолёт идет головным. Моя машина следом, так что вижу Петра Ивановича прекрасно. Из облака, откуда ни возьмись, вываливается "мессер" и прошивает головную машину из всех стволов. Проморгало наше прикрытие того "мессера"! Моторы Петра задымили, по плоскостям, смотрю, пламя полощет. Но машина идёт на цель, боевой курс держит,- значит, лётчик жив. Жив! Надо ему с парашютом прыгать. "Прыгай, Пётр",- шепчу. А дым уже чёрный валит, пламя по фюзеляжу хлещет, за киль перехлёстывает. Так только металл горит. Я кричу: "Прыгай! Да прыгай, Пётр!" Кричу, забылся, что связи у меня с Петром Ивановичем нет. Сколько раз вот так нас с командиром на боевом курсе и осколками било, и пулями, и взрывной волной швыряло. Романов зажмёт самолёт и идёт до конца, до самой точки сброса. С боевого курса он никогда не сворачивал. Это был лётчик! "Мы с тобой, Алёша, не бомбёры, которым всё равно, куда бомбы сыпать. Мы - кадровый состав авиации дальнего действия!" Это была самая торжественная речь, какую я слышал от Петра Ивановича за всю войну. Он и теперь, над Альт-Ланбергом, сбросил бомбы на цель. Вижу, фугаски посыпались этажеркой. А через секунду самолёт Романова взорвался в воздухе… Так погиб мой командир.

Таким был экипаж бомбардировщика, в документах обозначенного "Романов-Прокудин".

Ткачёв Александр. "Охота на "Тирпица". Документальная повесть.//Журнал "Честь имею", 1994, № 10, стр. 45-46, 59.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Андреев С.А. Герои Родины в названиях улиц Москвы. М., 2010.
 Герои огненных лет. Книга 3. М.: Московский рабочий, 1978
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Мемориал»
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.