Воробьёв Валерий » 2 Июнь 2009 г. 01:21
Леонид, извините, я смайлики по поводу Штирлица нарисовал, поскольку это была лёгкая шутка.
А что касается Давыдова С.С., то тут вот какие выкладки.
1. Тяжело раненый боец в феврале 1945 года по Указу от 27 февраля 1945 года, т.е. в самом конце месяца, ну никак не мог получить наград, т.к. в госпитали в конце войны не ездили, а занимались кованием Победы.
2. Акт вручения наград Героям Советского Союза... от 1 апреля 1945 года. (ЦАМО, опись 2336, дело 356, лист 869-900). На одном из указанных листов был этот Акт. Кроме Давыдова вместе с ним награды получили Ремизов В.Г., Ладутько И.И., Иванов А.П., и Емельянов Б.Н., всего 5 человек в этот день. Все перечисленные не были ни ранены, ни в госпитале в этот день.
3. В истории ВОВ есть чёткие временные и территориальные рамки операций. Завоеванием на Одере и Нейсе плацдармов в январе-феврале 1945 года явилось результатом и концом Висло-Одерской операции. То, что Кюстринский плацдарм был в 70 километрах от Берлина, никак не говорит о "подступах". Если вы возьмёте 1000 статей о Героях и просто бойцах, бравших и удерживавших плацдармы, то практически ни в одной не будет упоминания о "подступах". Потому что подступами к Берлину назывались города Зелов, Тельтов, Цоссен, Фюрстенвальде, Люббен, другие различные населённые пункты и фольварки, которые брались нашими войсками уже в ходе Берлинской операции, начавшейся 16 апреля 1945 года. Это не я придумал - это из Истории ВОВ.
4. Вот поэтому и требуется правка таких "литературных пассажей", по крайней мере на нашем сайте. Авторы статей, особенно в советское время, "литературизируя" подвиги, не особенно были ограничены рамками истории. Они придумывали диалоги Героям, величественные слова ими бросаемые, писали о красоте и одухотворённости их лиц и пр. Я много раз сталкивался с например такими оборотами: "стоял как русский богатырь и бросал гранаты и приближающегося врага", "солдаты восхищались его героизмом" и пр. Многие из этих фраз брались из наградных листов в Архиве. Но наградные листы писали не писатели - командиры, представлявшие Героев. Были определённые штампы для героизации подвига, которыми пользовались не очень грамотные, но боевые офицеры. Это всё переходило в книги. Публицистика одним словом. Конечно, вышеупомянутые "подступы" по сравнению с этим - совершенно ничего. Но всё же. Например, когда я читаю, что боец принял бой у города Юхнов на подступах к Москве, то это тоже звучит не очень исторически.
Вернусь к Давыдову. Пусть он будет на дальних подступах, или просто на плацдарме, но ранен он был после 1 апреля 1945 года, и скорее всего уже даже после 16 апреля, во время прорыва обороны противника на Кюстринском (или Франкфуртском) плацдарме. Когда, точно не знаю, но уж во всяком случае не в феврале.
На пустынных дюнах памяти много сухого песка.